9. Репетиционный план
Исполнительский анализ не может обойтись без разработки плана проведения репетиции. В нем указывается: какие задачи необходимо решить дирижеру при разучивании хорового произведения, отмечаются трудные или более простые места, целесообразные приемы хоровой работы, а также примерный расчет репетиционного времени.
В хоровой практике репетиционный период теоретически делят на три периода – технический, художественный и генеральный. Эту периодизацию ввел известный хоровой дирижер и композитор П. Г. Чесноков в своей книге «Хор и управление им»12. Все периоды, по Чеснокову, тесно взаимосвязаны, не могут быть четко разграниченны и действуют лишь как схема. Тем не менее первый период, в котором необходимо выучить текст произведения и преодолеть все технические трудности, считается наиболее важным на пути создания интерпретации сочинения.
Первоначальный разбор хоровой партитуры может происходить как на общих репетициях, так и отдельно с каждой партией. Во многом это зависит от степени профессионального мастерства хористов, а также большей или меньшей сложности разучиваемого произведения. Сложные партитуры целесообразнее выучить сначала на разводных репетициях, более простые возможно выучивать всех хором вместе.
Одним из способов первого этапа разучивания может быть унисонное исполнение мелодических эпизодов, представляющих как для всего хора, так и для отдельных партий сложность в интонационном, тесситурном или каком-либо ином отношениях. Этот же фрагмент может быть использован и при распевании хора.
Если хор не готов к тому, чтобы сразу всем коллективом знакомиться с многоголосной партитурой, то сначала необходимо проработать с каждой партией ее мелодическую линию.
При работе над ансамблевой стройностью звучания, динамической сбалансированностью аккордов могут помочь такие приемы, как: впевание отдельных сложных аккордов на ферматах, транспонирование на полтона вверх или вниз некоторых фрагментов партитуры, пение на определенные слоги или с закрытым ртом.
Немаловажной является работа над созданием хорошего ритмического ансамбля в хоре. Хорошим способом достижения его может послужить метод условного ритмического дробления крупных длительностей на более мелкие. Суть его заключается в нахождении наименьшей единицы временной организации ритма и мысленное соотношение с ней всех остальных ритмических формул. Следует также обращать внимание на ощущение всеми хористами единой ритмической пульсации.
Эффективен при работе над выверением ритмической организации произведения и метод мелодической речитации. При этом методе хор в штрихе marcato пропевает тот или иной фрагмент. Этим достигается четкость ритма и одновременность снятий, удобное звукоизвлечение и правильная певческо-хоровая позиция.
Если произведение написано автором в «неудобной» тональности и его тесситурные условия оказываются или слишком высокими, или, наоборот, низкими, возникает необходимость транспозиции сочинения в более «удобную» тональность. Когда же произведение будет технически освоено, необходимо продолжить впевание его в тональности оригинала.
Очень важно верно определить репетиционный темп исполнения. Он должен быть не слишком быстрым, если произведение написано в чересчур подвижном темпе, не слишком медленным при обратных условиях. При изучении подвижных произведений переход к настоящему темпу должен быть осторожным и постепенным. Столь же осторожно необходимо подходить и к установлению динамических градаций.
После того как все элементы хоровой звучности тщательно выверены, внимание дирижера должно быть перенесено на выявление главных линий развития, общего динамического плана, кульминационных центров и целостного охвата его художественной формы.
- Министерство образования российской федерации
- От автора
- М. Р. Гоголин
- Историко-эстетический анализ
- 1. Творческий портрет композитора и его основные произведения
- 2. Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста
- 3. История создания произведения, его основная идея и содержание
- Музыкально-теоретический анализ
- 1. Форма произведения и его структурные особенности
- 2. Жанровая основа
- Пример 1. Ю. Фалик. «Незнакомка»
- 3. Ладовая и тональная основа
- Пример 2. С. Танеев. «Восход солнца»
- 4. Особенности гармонического языка
- Пример 5. П. Хиндемит. «Лебедь»
- 5. Мелодическая и интонационная основа
- 6. Метроритмические особенности
- Пример 6. И. Стравинский. «Отче наш»
- 7. Темп и агогические отклонения
- 8. Динамические оттенки
- 9. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад
- Пример 10. Р.Н.П. В обр. А. Лядова «Поле чистое»
- 10. Соотношение хоровой партитуры и сопровождения
- Пример 14. И. Дунаевский. «Моя Москва»
- 11. Связь музыки и поэтического текста
- Пример 18. Г.Ф. Гендель. «Мессия»
- Вокально-хоровой анализ
- 1. Тип и вид хора
- 2. Диапазон и тесситурные особенности произведения
- 3. Соотношение естественного и искусственного ансамблей
- Пример 22
- 4. Особенности использования тембровых красок и хоровая «оркестровка»
- 5. Приемы хорового письма
- Пример 26. С. Рахманинов. «Ныне отпущаеши»
- 6. Виды хорового дыхания
- Исполнительский анализ
- 1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль
- 2. Ритмический ансамбль
- 3. Темповый ансамбль
- 4. Динамический ансамбль
- 5. Штриховой ансамбль
- Пример 32. Г. Ф. Гендель. «Мессия»
- Пример 34. Р. Щедрин. «Казнь Пугачева»
- 6. Дикционный и орфоэпический ансамбли
- 7. Исполнительская фразировка
- 8. Создание исполнительского плана
- 9. Репетиционный план
- Особенности дирижерского жеста
- 1. Характеристика дирижерских жестов
- 2. Виды ауфтактов
- 3. Дирижирование фермат и пауз
- 4. Особенности дирижирования метрических и ритмических структур
- Приложение
- Историко-эстетический анализ
- 3. История создания произведения, его основная идея и содержание
- Музыкально –теоретический анализ
- 3. Ладовая и тональная основа.
- 4. Особенности гармонического языка.
- 5. Мелодическая и интонационная основа.
- 7. Темп и агогические отклонения.
- 8. Динамические оттенки.
- 9. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад.
- 10. Соотношение хоровой партитуры и сопровождения.
- 11. Связь музыки и поэтического текста.
- Вокально-хоровой анализ
- 1. Тип и вид хора.
- 2. Диапазон и тесситурные особенности.
- 3. Соотношение естественного и искусственного ансамбля.
- 4.Особенности использования тембровых красок и хоровая «оркестровка».
- 5. Приемы хорового письма
- 6. Виды хорового дыхания
- Исполнительский анализ
- 1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль
- 2. Ритмический ансамбль
- 3. Темповый ансамбль
- 4. Динамический ансамбль
- 5. Штриховой ансамбль
- 6. Дикционный и орфоэпический ансамбль
- 7.Исполнительская фразировка
- 8. Создание исполнительского плана
- 9. Репетиционный план
- Особенности дирижерского жеста
- 1. Характеристика дирижерских жестов
- 2. Виды ауфтактов
- 3. Дирижирование фермат и пауз
- 4. Особенности дирижирования метрических и ритмических структур
- Заключение
- Список литературы
- Примечания
- М. Р. Гоголин работа студента над аннотацией хорового произведения
- 160035 Г. Вологда, с. Орлова, 6. Вгпу, издательство «Русь»