logo
Rabota_nad_annotacciei (1)

4.Особенности использования тембровых красок и хоровая «оркестровка».

Об особом внимании Свиридова к колористической стороне хорового письма общеизвестно. Данная партитура также содержит немало интересного.

В первую очередь это использование не смешанного, как в других номерах поэмы, а однородного мужского хора. Звучание мужского хора имеет определенную тембровую специфику. Это, например, возможность использования мягкого фальцетного и микстового регистров в высокой тесситуре или, наоборот, мощь и яркость звучания в динамически насыщенных эпизодах. Нельзя забывать и о том, что традиция мужского хорового пения корнями уходит в далекое монастырское прошлое и поэтому имеет религиозную окраску.

С точки зрения особенностей «оркестровки» этого хора интересны несколько фрагментов. Это, во-первых, первоначальное изложение темы солистом и последующее ее повторение партией теноров на фоне басового подголоска. Во-вторых, в тактах 27 – 28 композитор уводит основную мелодическую линию в басовый голос, достигая этим рельефности хорового звучания. Третий момент (т.т.29 – 37) связан с туттийным звучанием хора и солиста. В тактах 29 и 33 первые тенора дублируют партию солиста, что позволяет при общем нюансе f не заглушать его мелодическую линию. Четвертый момент (т.т.45 – 52) характеризуется тоническим органным пунктом в партии басов, на фоне которого пение солиста приобретает особую глубину звучания.