logo search
шпоры 3 раздел для чтения

74.Характеристика видов музыкальных занятий

Музык зан-е – основная форма организации музыкдеят-сти, в которой осуществляется обуч детей, развитие их музыкспособностей формируются основы музык и общей культуры. Гл.задачи,стоящие перед педагогом на музык занятии–1.вызвать интерес к музыке и музыкальной деятельности,2.обогатить чувства ребенка, 3.развивать эмоцион. отзывчивость на музыку, 4.приступить к форми-нию необходимых ЗУН. Готовит музык.занятие музык руков., а проводится оно в содружестве музык руков. и воспитателя. Виды занятий по содержанию:1.Типовое занятие вкл. в себя все виды детской музык.деят-сти. Наиболее распространенный вид музык. занятия.Следует учитывать след. правила:1) Задания, требующие умственной активности – проводить в начале занятия;2) Нельзя петь после музык-ритм.движ., особенно активных;3) Исполь-ть задания, требующие физич. активности лучше в конце занятия;4) Следить, чтобы чередовалась музыка различного характера.2.Доминантное занятие обычно вкл в себя один из видов детской музык. деяте-сти. Для этого вида занятий характерно:1) Доминирование определенного вида деятельности (остальные — вспомогательные) для овладения именно этим видом деятельности.2) Доминирование заданий на развитие какой-либо музыкальной способности (ликвидация отставания или работа с одаренными детьми)3.Тематическое занятие раскрывает определенную тему. Это может быть:

1)собственно тематическое занятие (если тема взята из жизни и связана с музыкой — праздничная дата, картины природы, времена года );2)музыкально-тематическое ( тема связана с музыкой как видом искусства, с раскрытием возможностей музыкального языка )4.Комплексное занятие освещает специфику различных видов искусств.Особен-тью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музык. деяте-сти. В раннем и младшем дошк возр. некоторые дети, по данным О.П.Радыновой, способны выполнять задания, объединившись в небольшие подгруппы, с остальными занятии проводятся индивидуально. Постепенно все дети начинают заниматься по подгруппам 2р в неделю. Продо-ность типовых занятий в младших группах 10-15 минут.В более стар. возр. занятия по подгруппам могут быть доминантными или тематическими, их продолжительность в зависимости от возраста детей 10-20 минут. Проводятся они 1-3 р в неделю.Доминантные занятия по подгруппам помогают выявить недостатки в музык.развитии у нескольких детей, облегчают дальнейшее совершенствование умений и способностей детей. Индивид.занятия полнее выявляют возможности детей, раскрывают музык. способности. В мл возр занятии по подгруппам приобретают более четкую структуру. Отдельные виды деятельности начинают выделяться в самостоятельные разделы. По содержанию занятия приближаются к фронтальным. Во 2мл группе они уже проводятся со всей группой детей и имеют все разновидности фронтальных занятий. В сред и стар дошк возросновными становятся фронтальные занятия.

75.Роль и место музыки в быту учр дошк обр.

Музыкальные впечатления и умения, полученные на музыкх занятиях,будут закреплены и музыка станет органичной частью жизни ребенка, если воспитатель будет использовать музыку в повседневной жизни ДУ. Музыка в быту детского сада объединяет в себе все формы музык деят-ности, которые реализуются все занятий(игры, развлечения, праздники, утренники и т.д.).Использование музыки в быту – залог успешного закрепления полученных на занятиях музык впечатлений, фор-вания устойчивого интереса к музык. искусству и музык. деятельности. Существуют следующие возможности использования музыки в быту детского дошкольного учреждения:

•Прослушивание музыки без подробного анализа;

•Фоновое звучание музыки во время какой-либо деятельности детей (например, рисование);

•Использование в режимных моментах: на утренней гимнастике, прогулке, умывании и т.д.;

•В играх (подвижных, хороводных, сюжетно-ролевых);

•На других занятиях ( изобраз. деятел.,развр, ознак. с природой и др.).

76. Роль музыки в организации развлечений. Треб-я к орган-и развлечений и досугов

Разв-ния – одна из форм организации детей в повседневной жизни детсада.

Цели проведения развлечений:

•Доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их;

•Обогатить музыкальными впечатлениями;

•Пробудить творческую активность

В практике дошучр встречаются раз-ные по тематике и форме развлечения, всегда организуемые взрослыми. Требования к организации развлечений:

1)Разно-зие содерж-я для накапливания дошк музык-ого опыта, обогащения музык-ыми впечатлениями;2)Худож-ные достоинства материала и качество его исполнения как взр, так и детьми;3)Занимательность содержания, новизна элементов;4)Доступность музык-ого и литер-ного репертуара и разно-ные формы его проведения с учетом возрастных и индив-ных особенностей детей и уровня их развития; 5)Направленность на развитие активности, воображения и инициативы детей; 6)Соблюдение определенной продолжительности развлечения, в зависимости от возраста детей, его вида (от 10-15 и до 30-40 минут).

77.Музы-ное оформление праздничных утрен в дошкучрежд, требов-я к орган-ии и проведении праздника.Особое место в воспитании детей дошк. Возр занимает праздник. Одна из целей которого – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство. Поэтому он развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.Музыка как ведущий компонент праздника объединяет все искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с темой торжества. Она должны вызвать у дошкольника сопереживание.Структура праздника может быть различной. Например, вначале выступают дети, а затем проводятся общие пляски, хороводы, игры и аттракционы. Допускается и вариант, когда номера чередуются. Требования: Праздники проводятся как в утреннее время, так и во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа в зависимости от возраста детей и содержания праздника. Праздник можно проводить в двух близких по возрасту группах. Программа концерта не должна быть знакома полностью детям. На празднике дети показывают свои достижения, они являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.

78. Понятие о самостоятельной музыкальной деятельности, ее значение

В целом деят-сть рассматр-ется как самост-ная, если индивид выполняет новые задачи или действует в незнакомой ситуации без посторонней помощи. Самост-ная деяте-ность дошк предполагает косвенное руководство взр, но возникает по инициативе самих детей. Важность и ценность ее в том, что она позволяет перенести ЗУН в повсед-ую жизнь реб, развивает творч мышление, интерес к музыке и музык дея-сти, активность, самос-ность дошк. Ее наличие свидетельствует об уровне музыкального развития ребенка, позволяет выявить наклонности и интересы, оценить уровень работы музыкального руководителя.Структура самост-ной деятельности (по Н.А. Ветлугиной):1.Возникновение худож. замысла, продиктованного мотивами и художест. опытом ребенка. На этом этапе осуществляется выбор вида деят-сти, привлечение участников, распределение ролей, подготовка материалов.2.Самос-ные действия по реализации замысла, определяемые уровнем владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия.3.Совершенствование и коррекция замысла и способов реализации.4.Формы самост-ной музыкдеятел. Факторы, влияющие на ее возникновение и протекание.На развитие самост. Музык.деятел.влияниютфакторы: 1.Обучение на занятиях, развивающее у ребенка способы самостоятельных действий.

2.Наличие ярких впечатлений от зрелищ в УДО, семье.

3.Наличие косвенного руководства, поддержки воспитателя.

4.Наличие музыкального уголка в группе.

Организация предметно-пространственной среды

Требования к музыкальному уголку:1.Желательно отделенность от общего помещения (ширма)2.Эстетическое оформление и удобство.

3.Доступность материалов дошкольникам (напр. высота полочек).

4.Разнообразие материалов (музыкальные инструменты и игрушки, дидактические пособия, технические средства).

79.Задачи, методы и формы музыкального воспитания в семье.

Музык восп в семье имеет большое значение для общего и музык развития ребенка. Именно в семье заклад-тся те основы, которые позволяют успешно развивать у детей музык способ, приобщить их к музык-ому искусству, сформировать положительное отношение к музыке. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музык-ого воспитания в семье, понимать значение музык-ного воспитания, повышать свой собственный культурный уровень. Познакомить с ними родителей должен воспитатель.

Задачи муз-ного воспитания в семье:1)Обогащение духовного мира реб музык-ыми впечатлениями, формирование интереса к музыке, передача традиций своего народа, фор-вание основ музык культуры;2)Развитие музык и творч способ в процессе различных видов музык деят.(восприятие,исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность);3) Содействие общему развитию детей средствами музыки.Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Родители должны стремиться ей обучать детей в семье, музык кружках, студиях, посещать концерты, музык спектакли, обогащать детей разносторонними музык впечатлениями, расширять музык опыт. Педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании. Наглядно-слуховой метод – основной метод музыкального воспитания. Если в семье звучит не только развлекательная, но и народная и классическая музыка, ребенок привыкает к ее звучанию, обогащает свой слуховой опыт. Наглядно-зрительный метод – в семейном воспитании имеет ряд преимуществ. Дома, общаясь с ребенком, имеется возможность показать книги с репродукциями картин, рассказывая при этом об эпохе, когда была сочинена музыка, традициях и обрядах, познакомить с изображениями предметов быта, одежды.

Словесный метод – позволяет настроиться ребенку на восприятие музыки, поддерживает возникший интерес.

Практический метод – позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества. Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах – развлечение, самостоятельное музицирование детей, фоновое звучание.Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием).Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. Родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.