logo
шпоры 3 раздел для чтения

53. Восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности. Его задачи и формы организации

Восприятие музыки представляет для дошк-ков большую трудность, что связано, с одной стороны, со спецификой муз.худ. образа, с другой – с возр.особ-тями дошкольника. Детям-дошкольникам с неустойч.вниманием и малым по объёму запоминанием трудно воспринять и понять развивающийся во времени муз. образ. Им нужно помочь войти в мир музыки, помочь её услышать и понять.

В связи с этим проведение занятий по восприятию музыки предусматривает:

а) спец. подбор муз.репертуара;

б) испол-ние соотв-щих возрасту методов работы с ним;

в) использование др.видов муз. деятельности (муз.-ритм. движений, игры в оркестре, пения);

г) испол-е различных видов худ.деят-сти детей, произведений художественной литературы и изобразительного искусства (слушание стихов и прозы; рисование, просмотр репродукций картин, слайдов, видеоматериалов и т.д.). Синтез различных видов искусств, когда ребёнок, воспринимая музыкальное произведение опирается на доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу, является наиболее продуктивным.

Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей. Программа по слушанию музыки в детском саду определяется воспитательными задачами, а не задачами обучения, так как сведения, получаемые детьми при восприятии музыки, ещё очень ограничены. Основная цель этого вида деятельности – приобщить детей к музыке, воспитывать интерес и любовь к ней.

В соответствии с этой целью главной воспит. задачей по восприятию музыки явл. форм-е первоначальных основ муз.культуры, а именно:

- знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, распределяя их по жанрам и видам;

- формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;

- развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке;

- воспитание оценочного отношения к музыке и её исполнению, что является проявлением музыкального вкуса;

- формирование навыка слушания музыки;

- создание фонда любимых детских произведений.

54. Этапы организации муз-го восприятия, методы и приемы активизации восприятия музыки

В содержании программы по восприятию музыки можно выделить три этапа:

1 – ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений.

2 - Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки.

3 - Развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; форм-е муз.вкуса.

На каждом из этих этапов прим. опред.метод. приёмы.

На первом этапе муз.руководитель должен пробудить интерес к произведению, выразительно исполнив его. Это обязательное требование. Первое исполнение муз. произведения д. б. особенно проникновенным, чтобы оставить глуб.впечатление в душе р-ка. На этом этапе необх. приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраж.в музыке, воспр. её общий характер. Слово педагога, посвящённое музыке, д. б. кратким, образным. Очень важно продумать вступ. слово перед первым слушанием музыки, а также и все последующие пояснения.

По высказываниям детей, по мимике, по выражению лица ребёнка в процессе слушания мы можем судить об их активном музыкальном восприятии и заинтересованности.

На втором этапе перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Музыкальный руководитель обращает внимание на наличие вступления, заключения, а также на основные средства музыкальной выразительности. Можно использовать игрушки и игровые приёмы обучения, показ иллюстраций, тематически связанных с содержанием произведения. Этот этап характерен углубленным восприятием музыки уже неоднократно слышанной, путём привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности, развитием музыкальной памяти.

На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребёнок начинает узнавать их, что говорит о сформировавшихся представлениях о музыке. В результате частого повторения произведений дети запоминают, выделяют наиболее понравившиеся. Появляется избирательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их любимые произведения потому, что хотят вновь испытать и пережить вызванные ими чувства.

Восприятие музыки в младшей и средней группах является как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское пение и музыкально-ритмические движения, так как прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить запас музыкальных впечатлений.