logo
шпоры 3 раздел для чтения

59. Этапы разучивания песни с детьми дв, методы и приемы

На первом этапе работы над песней (ознакомление, восприятие) применяются наглядный и словесный методы. С помощью выраз. исполнения песни, образного слова, беседы о характере музыки педагог стрем.пробудить интерес к ней, желание ее выучить. Важно, чтобы дети почувствовали настроения, переданные в музыке, высказались о хар-ре песни в целом, смене настроений в ее частях. Беседа об эмоц.-образном сод-ии песни помогает настроить ребят на выраз. ее исполнение, выбор соотв. хар-ру песни звукообразования, дикции, дыхания. Так, если дети определили х-р музыки как ласковый, нежный, спокойный, им объясняют, что и петь ее надо напевно, протяжно.

На втором этапе нач. собственно разучивание песни (на протяжении 3-5 занятий). Помимо наглядного и словесного методов здесь большое значение имеет практич.м-д. Дети овладевают необх. певческими навыками, запоминают и воспроизв. мелодию, ритм песни, выраз. нюансы. На этом этапе бол.роль приобретают упражн-я. Вначале ребята учатся по подражанию, поэтому показ педагогом приемов исполнения и закрепление их на упражнениях очень важны. Упражнения даются как распевание, перед пением песен. С их пом. разучиваются трудные мелодич. ходы, встречающиеся в песне. Н-р, перед пением песни «Елочка» Л. Бекман, начинающейся с хода вверх на сексту, можно использовать попевку из «Муз.букваря» Н.А. Ветлугиной «Эхо», чтобы подготовить детей к воспр-нию этого сложного интервала.

Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многокр. повторений, которые неизбежно снижают интерес детей к песне. Упражнение же, данное в игровой форме, помогает преодолеть трудности, приобрести певческие навыки (мелодии из фольклора, подражание голосам птиц, животных, скороговорки, потешки, считалки).

При исполнении певческих упражнений у детей постоянно тренируется певческий голос, развиваются музыкальный слух, координация слуха и голоса, чистота интонации.

Применяются и совсем простые упражнения, построенные на 1-2 интервалах. Н-р, упражнение «кукушка» построено на малой терции. Дети придум. свои слова на этот интервал. Так форм.слух. представления, кот. важны для развития ладового чувства. (Интервал малой терции входит в тоническое трезвучие, составляющее основу лада.) Подобным образом можно создать и др. упр-я: подражание голосу чибиса (квинта вниз), карканью вороны (на одном звуке) и т.д.

Об-е пению требует от р-ка немалых вол.усилий. Чтобы поддержать интерес к песне, сосредоточить вн-е детей, важно уметь создавать игр. ситуации, использовать муз.-дид. игры, проблемные задания. В среднем песня разучивается на 8-9 занятиях. Самую большую заинтересованность дети проявляют на первых трех занятиях, потом интеpec может падать. Нужно поддерживать его с помощью различных пед. приемов, связывать пение с другими видами муз.деят-сти: движениями, игрой на муз. инструментах.