logo
шпоры 3 раздел для чтения

64. Игра на детских муз.Инструментах как вид детской муз. Деятельности, его задачи.

Этот вид муз.деят-сти доставляет детям большую радость, привлекает их к музыке, способ. общению друг с другом. Если игра на детских муз.инструментах построена на слуховой, т. е. собственно музыкальной, основе, как деят-сть подбора по слуху, в ней развив. вся система муз. способностей, в первую очередь - тембровый и мелодический слух и чувство муз. ритма.

У детей мл.дошк. возраста уже достаточно развит тембровый слух, что позволяет хорошо ориентироваться в тембровом разнообразии звучания инструментов и контрастных регистрах. Высокая степень развития динам.слуха делает возможным воспроизведение на детских муз. инструментах не только контрастных степеней громкости (форте и пиано), но и тонких переходов между ними.

В системе чувства муз.ритма у детей в наибольшей степени представлено чувство темпа. При этом они успешнее всего справляются с воспроизведением относ-но быстрого темпа, а затем и со средними его градациями.

На 5 году жизни характерным для детей явл. равномерный тип решения ритмич. задач. Они могут воспроизвести в ударном оркестре метрическую пульсацию, которая является «канвой» ритм.рисунка. Последний в этом возрасте становится доступным детям, однако соединить его с мелодической линией песен и пьес им сложно. Поэтому в деят-сти подбора по слуху выд. специальная, ритм.ступень, на которой дети, играя в ударном оркестре, овладевают ритм. рисунком.

Подбор по слуху развивает у детей творческий, продуктивный компонент музыкального мышления, без которого невозможно музыкальное творчество. Основной вид музыкального творчества в дошкольном детстве - импровизация.

На четвертом году жизни большинство детей находятся на первом, ориентировочно-тембровом этапе развития инструментальной импровизации, на котором ребенок исследует клавиатуру инструмента, прислушиваясь к тембрам его звучания. В его импровизациях пока отсутствуют четкие ритмические и законченные мелодические структуры.

На пятом году жизни большинство детей переходят на ритмический этап развития импровизации, который характеризуется разнообразием и богатством ритмических структур, интересно объединяемых детьми в построениях.

К пяти годам ребенок:

• овладевает способами игры на различных по тембру ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах, знает их названия;

• может сопоставить тембры звучания исполняемой пьесы с тембрами имеющихся музыкальных инструментов и выбрать наиболее подходящие для аккомпанемента и «соделывания» музыки;

• может играть в деревозвучных, металлозвучных и смешанных составах ударных ансамблей и оркестре детских музыкальных инструментов под аккомпанемент музыкального руководителя или фонограмму;

• овладевает равномерной метрической пульсацией; может эмоционально и легко воспроизводить простые песенки-ритмы на фортепиано и различных детских музыкальных инструментах;

• начинает овладевать деятельностью подбора мелодий по слуху;

• начинает импровизировать на детских музыкальных инструментах.

65.Хар-ка детских музыкинстр, их классиф.

Наиболее многоч-ная гр дет музык инструм–ударные. Среди них большинство инструмшумовых, не имеющих звукоряда. Они обладают разнооб-ными тембрами: стучащий тембр у дереных ложек, трещоток, кастаньет; звенящий – треугольник, тарелки, колокольчик, бубенцы, шархуны; шуршащий тембр у инструм по типу погремушки – шейкеров, маракасов. Бубен и барабан обладают гулким, резонирующием звучанием. Имеют звукоряд металлофон и ксилофон. Они не требуют настройки и сложных сочетаний действий при исполнении. Могут быть с диатоническим и хроматическим (двухрядные) звукорядом. Из струнных инструм в работе с дошкиспользуются только щипковые, на которых играют с помощью медиатора – цитра, гусли, цимбалы, арфа. Среди клавишных инструм-игрушек – пианино, рояль. Клавишно-язычковые – аккордеон (с 20-ю клавишами, на котором играют только правой рукой). Духовых инструм – разнообразныесвистульки, гудки, дудочка (и другие инструменты по типу флейт), духовые гармоники (с клавишами).Знак-тво с инструм уже в раннем возр, педагог использует инструм, контрастные по звучанию, – напр., дудочка и колокольчик, барабан и металлофон; сопровождает звучание марша игрой на бубне, барабане, ложках и др. Дети сами пробуют действовать к погремушкой и колокольч. Дети 3-4 лет сами пробуют играть на металлофоне и ксилофоне, знакомятся с другими шумовыми инструментами. Уже в этой возрасте проводятся дидакт. игры на различение тембров знакомых детям детских инструм. С 4-5 начинается обучение игре на звуковысотных инструм – в первую очередь на металлофоне и ксилофоне, цымбалах (цитре).Классиф. Детс муз инстр. 1)Ударные музык инструм.2)Электромузыкальные инструменты.3)Пневматические язычковые музыкальные инструменты.