logo
шпоры 3 раздел для чтения

3. Способы письменной фиксации музыки (невменное, крюковое), знаменное письмо, буквенная и нотная запись.

На природу муз.культуры воздействует тип письменности. Невменное (знаменное) муз.письмо ориент. на относ-но большую роль памяти в певческой практике: функция невм сводится к оживлению в памяти известных певцу муз. попевок – основных элементов муз. речи. А это прив. к обобщенности муз.мышления, к его опоре на выработанный традицией интон. фонд. Напротив, нотная система, фиксирующая каждый отд. звук, в меньшей мере ориент. на сохр-е в памяти целостн.и отн-но неизм. элементов муз. речи, допуск. отн-ную свободу муз.изобр-я.

Принципы муз.нотации

- буквенная (графемы на основе греческого, позже латинского алфавита);

-невменная (мнемоническая, без точного обозначения звуковысот, но указыв.на агогику, динамику и др. исполн.нюансы; испол.гл.обр. для записи вокального одноголосия в катол.и правосл. обиходе; в древнерус. богослужении — «крюки» знаменного распева; в средневек. Армении — хазы);

- линейная (в том числе квадратная, точно фиксирующая высоту). Особенно значима истор.форма линейной нотации — мензуральная, фиксирующая и высоту и ритм, преимущ. для записи многоголосия в среднев. и ренессансной музыке Европы. Иногда в качестве отд. системы нотации выделяют модальную нотацию XII—XIII веков, кот.явл. предформой мензуральной. Наиб.Распр-ние в проф. музыке и в элементарном муз.образ-ии пол. пятилинейная тактовая нотация, установ. в Европе в XVII—XVIII веках;

- табулатура (сокращ.запись для струнных щипковых, старин.клав. инструментов, для органа);

– смешанная (дасийная, буквенно-линейная, в ней в IX веке зафиксированы первые образцы европ. проф.многоголосия; генерал-бас эпохи барокко и джазовая XX века, сочет. буквенно-цифр. и линейн.запись);

- компьютерная (многие попытки унификации начиная с 1970-х годов; ныне крупнейшими разработчиками программного обеспечения за основу принят формат MusicXML

- экспер-ая – разл.неунифиц. формы письм. фиксации музыки, примен. в сочинениях композиторов-новаторов XX-XXI веков.

Зна́менное пение (зна́менный распев) — основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков — знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи.

Известны разл. типы знам. распева и соотв. им типы знамён — кондакарный, столповой, демественный, путевой.

Крупн. мастера знам. пения: Савва Рогов, Фёдор Крестьянин (Христианин), Иван Нос, Маркелл Безбородый и Стефан Голыш, творившие в эпоху Василия III и Ивана IV Грозного, митрополит Варлаам и Исайя Лукошко (эпоха Смутного времени и правления Михаила Фёдоровича).

Совр. приемы муз. нотации отражают и, с друг.стороны, стимулируют алеаторический, рассчит. на вероятностные допуски сп-б исполнения закод. в знаках звук.стр-р.