52. Использование полифункциональных возможностей музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании дошкольников
К настоящему времени в РБ широко применяется учебно–методический комплекс (УМК), разработанный для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Мир музыки». В нем показан вариант новой формы организации муз.–творч. процесса — муз. сюжетно–игровой комплекс (МСИК).
МСИК– система сюжетных музыкально–дидактических игр, объединенных общим сюжетом и игровым образом. Если муз.–дид. игра выступает одной отдельной составляющей занятия и прим. в той или иной его части, то МСИК явл. собственно игровой формой организации образ-го процесса. Его сод-е отлич. двойной адресованностью (на р-ка и взрослого), культуроемкостью, игровой основой, проблемностью.
МСИК позволяет организовать деят-сть детей в соотв. с ее определением в современной психолого–пед. науке: как важнейший канал присвоения субъектом общественно–исторического опыта (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.); как способ преобразования действительности (А. Н Леонтьев, В. Н. Мясищев, А. А. Никифоров, Э. Г. Юдин и др.); как раскрытие и реализация потенциальных возможностей индивида, где он выступает по отношению к вещам как субъект, а к людям — как личность (Л. П. Буева, Г. С. Бакинцев и др.).
Структура МСИК состоит из: игрового сюжета, игр. образа, игр. проблемной эмоц.–образной ситуации, дид. или творческого задания, игр. действия, игр. правил, игр. результата, игр.оснащения.
Значимо, что в условиях МСИК обучение оптимально сочетается с творчеством. Об-е представлено дид. заданиями, творчество — творческими. Однако, в отличие от прямой формулировки дидактических заданий в традиционных играх, в игровом комплексе они помещены в пробл. ситуацию, окрашены эмоц. потенциалом худ.произведений, а побуждением к их решению является чувство сопереживания игровому персонажу. Игровой рез-т ориентирует ребенка на кач-во создаваемого творческого продукта, что выст. показателем, своеобразным индикатором подлинного творчества.
Ср-вом побуждения детей к игр.рез-ту выст. Игр.правила и игр. оснащение.
Игр.правила способств. осознанию р-ком способа самовыражения для достижения успеха в игре посредством того или иного вида деят-сти, стимулируют игр. действия, помогают оценить игр. результат. В отличие от игровых правил традиционных игр, в МСИК они открывают ребенку возможность выбора интересующего его персонажа игры, предпочитаемого вида деятельности, партнера для совместных творческих действий, игрового оснащения.
Игр. оснащение позв. разнообразить и усилить занимательность игр. действия, побуждает ребенка к активному личност.общению, практ. освоению нов. опыта творч. самовыражения.
В МСИК открывается возм-сть компл.возд-я игр. оснащения на детей, использ-я его без непоср.вмешательства взр-го в пр-с творчества.
- 1.Специфика музыки как вида искусства
- 2.Бесписьменная и письменная музыкальная культура
- 3. Способы письменной фиксации музыки (невменное, крюковое), знаменное письмо, буквенная и нотная запись.
- 4. Средства выразительности в музыке
- 5. Музыкальный звук и его характеристики
- 6. Отображение высоты звуков в совр. Нотной записи
- 7. Отображение длительности звуков в современной нотной записи
- 8. Отображение динамических оттенков и темпа музыки в современной нотной записи.
- 10. Система жанров бел.Муз. Фольклора
- 11. Бел.Нар. Муз. Инструменты, их классификация
- 12. Возм-сти использования бел.Муз. Фольклора в работе с детьми дв.
- 15. «Классицизм» как муз.Стиль, его отлич. Черты, творчество композиторов
- 16. Утонченная логика музыка стиля «рококо» в творчестве композиторов 18 века
- 17. Отражение внутреннего мира человека в творчестве композиторов романтиков.
- 18. Реализм в музыкальном искусстве.
- 19. Музыкальное искусство 20 века, его представители.
- 20. Современные стили и направления музыкального искусства
- 22. Характеристика музыкальных театральных жанров.
- 23. Симфоническая музыка, ее жанры.
- 24.Характеристика инструментов симфонического оркестра, их классификация
- 25. Характеристика хоровой музыки.
- 26. Характеристика камерной музыки.
- 27. Становления музыкального образования
- 28. Музыкальное образование с 1917 по 1930 годы.
- 31.Современные подходы к музыкальному воспитанию.
- 32. Цель и задачи муз. Вос. Дошкольников
- 33.Сущн. Категорий муз восп., муз. Разв. Муз образ.
- 34.Система муз восп Кабал
- 36.Синтез музыки и движения в системе музыкального воспитания э.Жака - Далькроза
- 38. Комплексный подход как основа систем музыкального восп. Дош н.А Ветлугиной.
- 40Подходы к опред понятия «муз-ть» (ислед Ревеша, Сишора и др.)
- 41. Опред и структ муз-ти в исслед б.М. Теплова
- 44. Теории детермин муз сп-ей
- 46.Общедид и специф м-ды муз восп, разв и обуч.
- 48. Знач м-в моделир звук отнош в муз восп дош.
- 49. Характеристика методов уподобления звучанию музыки, их роль в активизации муз.Восприятия детей дв
- 52. Использование полифункциональных возможностей музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании дошкольников
- 53. Восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности. Его задачи и формы организации
- 55. Требования к репертуару по слушанию музыки для детей дв
- 56. Роль пения в муз.Развитии ребенка, его задачи
- 57. Характеристика вокальных и хоровых навыков дошкольников. Особенности детского голоса и меры по его охране
- 58. Характеристика песенного репертуара для детей дв.
- 59. Этапы разучивания песни с детьми дв, методы и приемы
- 60. Муз.-ритмические движения как вид детской муз. Деятельности, его задачи
- 62. Принципы отбора муз.Репертуара к музыкально-ритмическим движениям дошк-ков
- 64. Игра на детских муз.Инструментах как вид детской муз. Деятельности, его задачи.
- 66.Способы обучения игре на детских муз-ных инструм. Детей дош возр, методы и приемы.
- 67. Обучение элементам нотной грамоты органично связано с игрой на звуковысотных инструментах.
- 70.Подходы к рав. Музыкального творчества дош. ,условия и этапы его развития.
- 72. Музыкально-образовательной деятельности
- 74.Характеристика видов музыкальных занятий
- 80.Деятельность педагогического коллектива по организации музыкального воспитания дошк.