logo
шпоры 3 раздел для чтения

23. Симфоническая музыка, ее жанры.

Симфоническая музыка - предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. Симфония - ведущий жанр оркестровой музыки, сформировавшийся в сер. 18 С 17 в. так называли инструментальные интермедии и вступления к опере. Расцвет русской симфонии приходится на 2-ю пол. 19 в. и связан прежде всего с творчеством А. П. Бородина и П. И. Чайковского. К выдающимся образцам принадлежат Симфонии - С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, и особенно Д. Д. Шостаковича. СИМФОНИЕТТА - появились в 19 в\- жанр симфонической музыки, отличающийся от симфонии меньшим масштабом цикла и оркестровым. Для С. характерна светлая, нередко народно-жанровая образность. СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА - созданный Ф. Листом и выражающий романтическую идею синтеза искусств, представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее разнообразные источники программы. Свойственно свободное развитие материала. СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА. Обычно представляет собой одночастное программное произведение, характеризующееся свободной формой, созерцательностью или неторопливой повествовательностью, обилием живописных деталей. Тематизм нередко обладает яркой характеристичностью и чертами изобразительности. Наибольшее распространение получила в русской и советской музыке. СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ - отличающийся свободой развития, яркими контрастами, сочетанием принципов формообразования. Как правило, одночастное сочинение, имеющее к.-л. программу или основанное на разработке народных, песенно-танцевальных тем. В русской музыке приобрела более широкое распространение (соч. П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского и др. КОНЦЕРТ.произведение, в основе которого лежит контраст звучания полного исполнит. состава и отдельных групп или соло либо контраст групп инструментов, вокального или вокально-инструментального состава. 3-частную структуру К. (соотношение частей: быстро-медленно - быстро) установил А. Вивальди. Структура окончательно утвердилась в творчестве композиторов венской классической школы.Обычно рассчитан на одного солиста (существуют также двойные, тройные К СЮИТА. 1) циклическое инструментальное произведение из нескольких самостоятельных пьес, для которого характерны свобода в количестве, порядке и способе объединения частей, наличие жанрово-бытовой основы или программного замысла. Термин возник в 16 в. во Франции и проник в др. страны в 17-18 вв., но до 2-й пол. 19 в. большого распространения не получил. Ныне термин является родовым жанровым понятием, имеющим исторически различное содержание. Нередко сюита обозначается более общим и нейтральным термином "цикл".