logo
шпоры 3 раздел для чтения

16. Утонченная логика музыка стиля «рококо» в творчестве композиторов 18 века

Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве, возникший воФранции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил вБаварии.

В «чистом виде» рококо проявил себя в творчестве «великих фр.клавесинистов»Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо .Совершенно в той же манере работали их менее известные сегодня современники: Луи Клод Дакен, Антуан Форкре, Андре Кампра, Жозеф Боден де Буамортье, Луи Николя Клерамбо, Марин Маре и многие другие. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли.

Для рококо в музыке характерны обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство образов: игривых, кокетливых и галантных. Клавесин пережил наивысш. точку расцвета.

Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.

В инструм. музыке господствовала галантная жанровая, портретно-пейзажн., пасторальная или танц. миниатюра.

В эпоху Рококо сам по себе жанр сюиты сначала был доведён клавесинистами и мастерами инструм. жанров до своего высш.развития, а затем до истощения и упадка, после которого он попросту покинул проф. муз. среду на сотню лет.

Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты).

Иногда заним. эффекты перемещались прямо в муз.сферу, пародируя или изображая коллегу-композитора или передразнивая некоторые проф. привычки самих музыкантов. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и заним. разговоры м-у поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). В салонах чаще всего исполн. томные или игривые любовные песни, а также попул. арии из опер Рамо, Кампра и Люлли в переложении для клавесина или маленького камерного ансамбля.