logo search
Rabota_nad_annotacciei (1)

Музыкально –теоретический анализ

  1. Форма произведения и его структурные особенности.

На основе пяти строф стихотворного текста Свиридов создал два песенных куплета (четыре строфы) с дополнением – кодой. Строфы, объединенные попарно по типу запева и припева, соотносятся между собой так, что мелодия первой строфы (т.т. 3 –10) повторяется с третьей (т.т. 21 –28), а мелодия второй (т.т. 11 –18) – с четвертой (т.т.29 –36). При этом четные строфы, звучащие на кварту выше нечетных, своей тесситурой сообщают музыке напряжение.

Как первым двум парам строф, так и заключительной строфе предшествуют двухтактовые вступления – проигрыши (т.т.1 –2, 19 –20, 39 – 40). Основанные на том же гармоническом и фактурном материале, что и все остальное сопровождение, они не выходят за рамки обозначенного образа. Исключение составляет момент общей кульминации (т.т. 37 –38), выделяющийся, подобно яркой вспышке, туттийным звучанием всей исполнительской массы.

2. Жанровая основа.

В основу данного произведения композитором положено несколько жанровых истоков.

Первый из них – старая крестьянская и более современная городская песенность. С начала до конца музыка выдерживается в одном настроении. В то же время при каждом повторении напев несколько изменяется, как в русской протяжной песне.

Второй жанровый элемент тяготеет к стилю православных духовных распевов. Это влияние ощущается в неторопливом движении ровными длительностями с остановками в конце фраз, в поступенном движении мелодии, что свойственно этому виду песнопений.

Оба жанровых истока, переплетаясь и дополняясь «колокольным» оркестровым сопровождением, создают печальный и в то же время возвышенный образ разоренной, но святой Руси.