logo search
Rabota_nad_annotacciei (1)

Историко-эстетический анализ

1. Творческий портрет композитора и его основные произведения

Георгий Васильевич Свиридов (19151998) родился в небольшом городке Фатеже близ Курска. Его интерес к музыке, народной песне проявился рано. Свои музыкальные занятия он начал в классе фортепиано Курской музыкальной школы, продолжил в Ленинградском Центральном музыкальном техникуме. Уже будучи членом Союза композиторов Свиридов в 1936 году поступил в Ленинградскую консерваторию в класс композиции П. Б. Рязанова. Заканчивал свое обучение он уже под руководством Д. Д. Шостаковича.

Композиторская биография Свиридова не совсем обычна. Первые сочинения, сразу сделавшие известным его имя, романсы на стихи Пушкина – написаны, когда их автору еще не было двадцати лет. Однако окончательно он сформировался как композитор лишь спустя полтора десятилетия. Тогда-то и начался расцвет его творчества, ознаменованный замечательными, самобытными произведениями. В числе крупнейших художественных свершений композитора, его вокально-симфонические фрески «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория», кантаты «Курские песни» и «Ночные облака», многочисленные романсы на стихи Пушкина, Блока, Есенина, Пастернака и других. Свиридовым написано огромное количество произведений для хора a cappella, среди них: концерт «Пушкинский венок», «Концерт памяти А. А. Юрлова», хоры из музыки к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», хоровой цикл «Песнопения и молитвы».

Свиридову оказалось под силу поднять и творчески переплавить крупные интонационные пласты: крестьянского и городского бытового мелоса, революционной и массовой песни, пласты древней музыки знаменного распева, обрядовые попевки. Результатом такого сплава стала афористичность музыкального языка композитора, при котором в немногом выражается многое, в малом сконцентрировано большое содержание.

Свиридовский стиль и един и многолик. Так, мелодика в его сочинениях всегда соединяет в себе черты русской крестьянской песни и городской. Гармонический язык его характеризуется таким же единством фольклорных и индивидуальных, русских и общеевропейских черт, как и мелодика. При этом решающая роль в придании свиридовской гармонии своеобразия принадлежит не средствам мажоро – минора, не гармонической функциональности, а всему, что идет от русского крестьянского многоголосия.

Драматургия произведений Свиридова носит эпический характер. Развитие в ней совершается не посредством раскрытия внутренних противоречий, а путем сопоставления и объединения цельных, монолитных образов. Композитор любит долго пребывать в одном эмоциональном состоянии, поэтому его излюбленные методы развития – мелодическая вариантность и остинатность.

Высшее в иерархии духовных ценностей для Свиридова – Слово. Поэтому в своем творчестве он обращается только к подлинно большим поэтам и к каждому из них находит свой ключ, в каждом видит его особенные черты, будь то Пушкин, Лермонтов, Исаакян, Бернс, Блок, Есенин, Маяковский. Все, что сделано композитором для обновления и подъема вокальных жанров, трудно переоценить.

Велика новаторская роль его многочастных вокально-симфонических сочинений, одним из которых и является «Поэма памяти Сергея Есенина». По своему назначению свиридовские ораториальные циклы близки обрядовым произведениям. Для них характерны всякого рода синтетические жанры с участием хоровых масс и с элементами театрализации. С другой стороны, эти произведения взяли на себя ту функцию, которую до них выполняли главным образом симфонии: обобщенное воплощение жизненных проблем, глубоко затрагивающих всех и каждого.

Продолжая и развивая лучшие традиции русской музыки, Свиридов стал основоположником новой, собственной традиции. Эта свиридовская традиция присоединилась к ранее существовавшим, не оспаривая, а наоборот, подкрепляя и усиливая их. Можно сказать и так: Свиридов – новое звено в цепи многовекового развития русской культуры.

2. Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста

Сергей Александрович Есенин (1895–1925) родился в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии. Деревня, ее быт, природа, устное народное поэтическое творчество оказали сильное влияние на формирование таланта поэта. Сам Есенин среди источников, питавших его творчество, называл песни, частушки, сказки, духовные стихи, «Слово о полку Игореве», поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона.

В 1912 году поэт едет в Москву. Из его писем этого периода вырисовывается сложная жизнь начинающего поэта, его духовное созревание. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 – 1913 годов. В таких стихах этого периода, как «Выткался на озере алый свет зари», «Береза», «Поет зима, аукает», выражена его любовь к жизни, к родине.

С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции, значительное место занимают библейские образы и христианские мотивы. Поэт отмечал позже: «Рано посетили меня религиозные сомнения. В детстве у меня очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до богохульства».

В марте 1915 года Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который высоко оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи молодого поэта. В том же году он вошел в группу «крестьянских» поэтов «Краса» (Н. Клюев, С. Городецкий, А. Ремизов и др.) В начале следующего года вышла из печати его первая книга – «Радуница». Есенин становится знаменитым.

В произведениях 1914 – 1917 годов представлена поэтическая концепция мира и человека. Основой ее мироздания является крестьянская изба со всеми ее атрибутами. А деревня, ограниченная околицей, это и есть есенинская Русь, которая «затерялась в Мордве и Чуди». «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…», писал позднее поэт в воспоминаниях.

Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. «Небесный барабанщик» и «Пантократор», «Инония», «О, Русь, взмахни крылами» и другие произведения поэта 1917 – 1919 годов – это первые «завязи» его будущих историко-революционных поэм. Пафос революционной романтики в этих стихах бесспорен и очевиден.

«За годы революции, отмечал Есенин в1924 году, когда был разрушен старый быт… художественное творчество в нашей стране было таким же вихреватым и взрывчатым, как время революции. Пришло царство хаоса. Невероятный раскол и сногсшибательные объединения». Одним из таких объединений были «имажинисты». Сближаясь с имажинистами, Есенин поначалу считал, что его эстетические принципы близки к их творческим устремлениям.

«Собратьям моим кажется, говорил он в 1921 году, что искусство существует только как искусство. Вне всяких влияний жизни и ее уклада». И далеко не случайно, что в пору шумных имажинистских деклараций Есенин публикует свои, явно антиимажинистские стихи, как «Песнь о собаке» и «Устал я жить в родном краю…».

Не исчерпываются имажинизмом в 1919 – 1921 годах и литературно-общественные связи поэта. В марте 1919 года Есенин становится членом «Литературно-художественного клуба». В это же время он готовит для издательства «Факел» сборник своих революционных поэм.

Творчество Есенина – творчество подлинно великого национального поэта. Бесспорно, корни его поэзии – в рязанской деревне. Но традиционный взгляд на Есенина как на крестьянского поэта явно сужает идейные, эстетические и тематические границы его поэзии. Поэт стремится в своем творчестве ответить прежде всего на главный для крестьянской Руси вопрос: когда же в конце концов и кто даст крестьянину долгожданное право «владеть землей» и пахать ее для себя «весь век».

Тема двух Россий – уходящей и новой получает свое воплощение в есенинских «маленьких поэмах» – «Русь Советская» и «Русь уходящая». Уходящая Русь для поэта – это его дед и мать, а Русь Советская – его сестры – комсомолки. Их личные судьбы неотделимы от событий, происходящих в родном селе. За каждым конкретным эпизодом, о котором повествует поэт, встает жизнь всей взбудораженной революцией страны.

Поэзия Есенина в высшей степени драматична и правдива, она полна социальных конфликтов и поистине трагедийных коллизий. «Сорокоуст» и «Анна Снегина», «Пугачев» и «Песня о великом походе», «Исповедь хулигана» и «Стансы», «Москва кабацкая» и «Персидские мотивы» трудно представить, что все эти поэмы и стихи написал один человек и за такое короткое время, отпущенное ему. В ночь на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер» Есенин покончил с собой.

За последние два года своей жизни Есенин создал такие произведения, которые по праву поставили его в ряд выдающихся поэтов XX века. Многие стихи этого периода «Мой путь», «Письмо матери», «Письмо к сестре» и другие, где он как бы оглядывается на свой путь, это мужественная исповедь мятежной, ищущей души. Истинных поэтов всегда волновали вечные проблемы: Человек и Вселенная, Человек и природа, его земные деяния, его любовь и ненависть, его жизнь и смерть. Сергей Есенин воспринял и достойно продолжил эту великую традицию.

Стихотворение «Край ты мой заброшенный», положенное Георгием Свиридовым в основу одноименного хора из поэмы «Памяти Сергея Есенина», написано в 1914 году. Оно было включено в первую книгу стихов поэта «Радуница» и впервые издано в 1916 году.

Поэтический образ стихотворения – это пейзаж родного края, окрашенный трепетной любовью поэта, в чувстве которого боль и любование слиты воедино. В стихотворении пять строф. В первых четырех вырисовывается пейзаж. С одной стороны, заброшенность, убогость, с другой красота, ширь и высь. Пятая заключительная строфа стоит несколько особняком. Контрастируя с предыдущим повествованием, она отрывает от созерцания и погружает в размышление, осмысление: что такое «жисть» и «быль».

Стихотворение написано хореем – двухсложным размером с ударением в стопе на первом слоге.

Край ты/ мой за-/бро-шен-/ный, /

Край ты/ мой пус-/тырь, /

Сено-/кос не-/ко-ше-/ный, /

Лес да/ мо-нас-/тырь. /

Из-бы/ за-бо-/че-ни-/лись, /

А и/ всех – то/ пять. /

Кры-ши/ их за-/пе-ни-/лись /

В за-ре-/ву-ю/ гать! /

Под со-/ло-мой/ - ри-зо-/ю /

Вы-стру-/ги стро-/пил, /

Ве-тер/ пле-сень/ си-зу-/ю /

Солн-цем/ о-кро-/пил /.

Во-ро-/ны без/ про-ма-/ха /

В ок-на/ бьют кры-/лом. /

Как ме-/тель, че-/ре-му-/ха /

Ма-шет/ ру-ка-/вом. /

Уж не/ сказ ли/ в прут-ни-/ке /

Жисть тво-/я и / быль, /

Что под/ ве-чер/ пут-ни-/ку /

На-шеп-/тал ко-/выль? /