72. Музыкально-образовательной деятельности
По определению Б.В. Асафьева музык деят взр представляет собой триединство создания, воспроизведения и восприятия музыки, Н.А.Ветлугина выделяет 2направления – музыкознание и музыкальную педагогику. Относительно детей дошк возр принято рассматривать эти виды деятв следующ порядке: восприятие, исполнительство (пение, музыкально-ритм-ие движения, игра на детских музыкинструм), творчество, музыкально-образов деятел (по аналогии с музыкознанием), причем содержание этих видов деят в дошк возрспецифично.
Так, для эффективного развития музыкальных способностей детям необходимы следующие знания.
Развитие ладового чувства (различение эмоциональной окраски музыки) предполагает знание того, что:1содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена;2изображение окружающего мира в музыке всегда имеет конкретную эмоциональную окраску;3определенное настроение создают средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, тембр, динамика, интонация);4музыкальную форму (количество частей произведения) определяют смена эмоциональной окраски музыки;Для развития музыкально-слуховых важны :1звуки имеют различную высоту;2что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.Развитие чувства ритма:1звуки могут иметь различную протяженность – бывают долгими и короткими;2их чередование (темп) может быть спокойным и более активным; 3ритм влияет на характер музыки, делает узнаваемыми жанры (благодаря ритму мы отличаем вальс от польки, полонеза);Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества по ходу, к месту.Задачи:1)развитии музыкальных способностей,2)форм-нии основ музыкальной культ.3)Способствовать общему развитию детей средствами музыки.4)Обогатить духовный мир ребёнка музык впечатлениями, интерес к музыке.
73. Ме-ды и приемы фор-ния знаний о музыке
В музык-образов-ной дея-ти применимы все педаг-ские методы. Наглядно-слуховой метод (звучание произведения) всегда сопровождает рассказ педагога о музыке, беседу. Исполь-ние приемов сравнения и контрастного сопоставления облегчает усвоение определенных знаний, придает обучению проблемный характер. Наглядно-зрительный метод предполагает показ репродукций картин, изображений инструментов, портретов композиторов; цветных карточек, наглядных моделей, отражающих расположение звуков по высоте, чередование их длительностей, изменение их силы. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний. С этой целью используются музыкально-дидактические игры и пособия (начиная от «Музыкального букваря Н.А. Ветлугиной, разработок Л.Н.Комиссаровой, Э.П. Костиной, до современных наглядных учебных пособий белорусских авторов: Л.С.Ходонович - индивидуальные тетради «В мире музыки», «Необыкновенные знакомства»;О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль - «В мире музыки» и «Тропинка в мир музыки» из серии «Мир детства» и др.) Словесный метод применяется при сообщении различных сведений о музыке, разъяснении о применении исполнительского приемы и т.д. Используя практический метод (показ приемов исполнения, вариантов импровизаций), педагог демонстрирует способы действий, необходимых в исполнительской и творческой деятельности.
проявляется взаимосвязь методов обучения (Музык-дидак игры и пособия, объе-щие слух, зрит наглядн, слово, а также практические дейст детей, спос-вуют осознанному усвоению и закрепл знаний.Игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления (высота, длительность звуков ит.д.).
- 1.Специфика музыки как вида искусства
- 2.Бесписьменная и письменная музыкальная культура
- 3. Способы письменной фиксации музыки (невменное, крюковое), знаменное письмо, буквенная и нотная запись.
- 4. Средства выразительности в музыке
- 5. Музыкальный звук и его характеристики
- 6. Отображение высоты звуков в совр. Нотной записи
- 7. Отображение длительности звуков в современной нотной записи
- 8. Отображение динамических оттенков и темпа музыки в современной нотной записи.
- 10. Система жанров бел.Муз. Фольклора
- 11. Бел.Нар. Муз. Инструменты, их классификация
- 12. Возм-сти использования бел.Муз. Фольклора в работе с детьми дв.
- 15. «Классицизм» как муз.Стиль, его отлич. Черты, творчество композиторов
- 16. Утонченная логика музыка стиля «рококо» в творчестве композиторов 18 века
- 17. Отражение внутреннего мира человека в творчестве композиторов романтиков.
- 18. Реализм в музыкальном искусстве.
- 19. Музыкальное искусство 20 века, его представители.
- 20. Современные стили и направления музыкального искусства
- 22. Характеристика музыкальных театральных жанров.
- 23. Симфоническая музыка, ее жанры.
- 24.Характеристика инструментов симфонического оркестра, их классификация
- 25. Характеристика хоровой музыки.
- 26. Характеристика камерной музыки.
- 27. Становления музыкального образования
- 28. Музыкальное образование с 1917 по 1930 годы.
- 31.Современные подходы к музыкальному воспитанию.
- 32. Цель и задачи муз. Вос. Дошкольников
- 33.Сущн. Категорий муз восп., муз. Разв. Муз образ.
- 34.Система муз восп Кабал
- 36.Синтез музыки и движения в системе музыкального воспитания э.Жака - Далькроза
- 38. Комплексный подход как основа систем музыкального восп. Дош н.А Ветлугиной.
- 40Подходы к опред понятия «муз-ть» (ислед Ревеша, Сишора и др.)
- 41. Опред и структ муз-ти в исслед б.М. Теплова
- 44. Теории детермин муз сп-ей
- 46.Общедид и специф м-ды муз восп, разв и обуч.
- 48. Знач м-в моделир звук отнош в муз восп дош.
- 49. Характеристика методов уподобления звучанию музыки, их роль в активизации муз.Восприятия детей дв
- 52. Использование полифункциональных возможностей музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании дошкольников
- 53. Восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности. Его задачи и формы организации
- 55. Требования к репертуару по слушанию музыки для детей дв
- 56. Роль пения в муз.Развитии ребенка, его задачи
- 57. Характеристика вокальных и хоровых навыков дошкольников. Особенности детского голоса и меры по его охране
- 58. Характеристика песенного репертуара для детей дв.
- 59. Этапы разучивания песни с детьми дв, методы и приемы
- 60. Муз.-ритмические движения как вид детской муз. Деятельности, его задачи
- 62. Принципы отбора муз.Репертуара к музыкально-ритмическим движениям дошк-ков
- 64. Игра на детских муз.Инструментах как вид детской муз. Деятельности, его задачи.
- 66.Способы обучения игре на детских муз-ных инструм. Детей дош возр, методы и приемы.
- 67. Обучение элементам нотной грамоты органично связано с игрой на звуковысотных инструментах.
- 70.Подходы к рав. Музыкального творчества дош. ,условия и этапы его развития.
- 72. Музыкально-образовательной деятельности
- 74.Характеристика видов музыкальных занятий
- 80.Деятельность педагогического коллектива по организации музыкального воспитания дошк.