logo search
шпоры 3 раздел для чтения

8. Отображение динамических оттенков и темпа музыки в современной нотной записи.

Обозначения силы звука задают относительную громкость (интенсивность) исполняемых звуков.

Piano pianissimo [Пиано пиани́ссимо] или Pianississimo [Пианисси́ссимо]

Обозначение самого тихого возможного звука (хотя в некоторых сочинениях классиков можно встретить и обозначения «пианиссимо пианиссимо»).

Pianissimo [Пиани́ссимо]

Очень тихо.

Piano [Пиа́но]

Тихо.

Mezzo-piano [Меццо-пиа́но]

Умеренно тихо.

Mezzo-forte [Меццо-фо́рте]

Умеренно громко. Если обозначения динамики отсутствуют, меццо-форте считается громкостью по умолчанию.

Forte [Фо́рте]

Громко.

Fortissimo [Форти́ссимо]

Очень громко.

Forte fortissimo [Форте форти́ссимо] или Fortississimo [Фортисси́ссимо]

Обозначение максимально возможной громкости звука.

Sforzando [Сфорца́ндо]

Неожиданное резкое увеличение громкости (буквально: «напрягая силы»).

Crescendo или cresc. [Креще́ндо]

Постепенное увеличение силы звука.

Diminuendo или dim. [Диминуэндо] (или decrescendo [декреще́ндо])

Постепенное уменьшение силы звука.

Rinforzando или rf. [Ринфорцандо]

9. Сущность и специфика белорусского муз.фольклора

Народное музыкальное творчество (фольклор) является отражением жизни и быта белорусского народа, опорой национального стиля. Основные ветви белорусского фольклора – это музыка вокальная (народные песни) и инструментальная (народные танцы – польки, хороводы и т.д.).

Народные песни. Основные черты:коллективность, передача «из уст в уста», анонимность, небол. диапазон мелодии, отсутствие увелич. и уменьш. интервалов. Диатонич. лады – натур.мажор или минор. Умер.темпы. Разнообразие метрических размеров (смешанные, сложные).

2 вида нар.пения: одноголосное и многоголосное. Обряды и обычаи бел.народа явл. отражением мироощущения ч-ка того времени, его стремления выр.Определ. идею, чувство. По св. функциям их можно разделить на календарные, семейные и общественные.

Календарно-обрядовые песни (связана с порами года, сезонными аграрными циклами, трудовой деятельностью человека.

Коляды24 декабря – 06 января

Обходы дворов колядовщиками, колядные гадания, хождение со «звездой», рит. образы «козы», колядные игры.

Музыка для величания, воспевание трудолюбия хозяев дома. Радостный характер, элементы театрализации. Одноголосная манера исполнения. Мажорное наклонение, затягивание последних слогов.

Масленица. последняя неделя февраля

Символическое сжигание чучела зимы, катание на качелях, с ледяных горок, закапывание молодых в снег.

Узкий объем песенных интонаций. В основе – короткие мелодические фразы. Преобладание мажора.

Закликание весны. 1, 9, 25 марта

Выпечка «жаворонков», пирожков, подбрасывание их вверх. Сжигание на взгорках старых вещей. Зазывание весны с крыш, возвышенностей.

Основа песен – заклики, повторы нескольких коротких попевок, одноголосное исполнение. Наличие протяжных выкриков.

Троица конец мая. Шествие у околиц деревни, украшение домов зеленью, цветами. Собирание трав, плетение венков.Тексты песен с заклинаниями на будущий урожай. Схожесть с манерой пения на закликание весны.

Купалье ночь с 23 на 24 июня. Ритуальные «очищающие» прыжки через костер, скатывание зажженных колес в воду, купания. Собирания трав, поиски «папараць-кветки», гадание на венках. Персонажи Купалы, Купалинки, «старога дзеда».Многоголосное унисонное исполнение песен, эффекты эха, глиссандо в окончаниях, свободные напевы, неповторные цезуры.

Жатва.конец августа – начало сентября

Зажинки – поклонение первому снопу. Жатва. Дожинки – дожинковый венок, толока.3 группы песен –«зажиночные», трудовые; жнивные (исполнялись на поле во время жатвы); обрядовые «дожиночные». Напряженность звучания, развитие одного мелодического зерна, ритмическая свобода.

Чуды. октябрь, ноябрь. Яровое и овсяное жниво, уборка льна, гречки, картофеля, сбор осенних ягод, грибов.

Обход дворов «на Чуды».Отражение в песнях связи землероба с завершающим этапом его деятельности. Лирические, шуточные песни. Преобл-е минорных ладов.

Семейно-обрядовый фольклор. Семейные обряды и обычаи – это отражение главных событий в жизни человека – рождение, вступление в брак, смерть. Песни этого типа следуют таким же принципам и классифицируются как: песни на крестины, к свадебному обряду и на похороны.

Крестины:величание новор-го по случаю присвоения ему имени, присоед-е р-ка к семье. Гл.персонажи – отец, мать, р-к, названные род-ли, «бабка»-повитуха. Песни лирич., шуточн. – кумовьям, род., реб-ку.

Свадебный обряд:раздел.на этапы - обряжение жениха и невесты, выкуп невесты, свад. бал с пожеланиями молодым, прощание невесты с род. домом, встреча молодых в доме жениха. Свад. песни сод. несколько образов – праздн. «веселая», жалостливая «обидчивая», драм., шуточная.

Похороны: в музыке отражена чел. скорбь, оплакивание умершего. Эмоц. напряжение выражено в волнообразном движении мелодии со звучащими внезапными вскриками, глухими рыданиями.

Необрядовые песни.Это песни, которые не сопровождали определенные обряды, звучали на вечерках, беседах. Основное назначение такой песни – выражение разнообразных эмоций и переживаний народа. Жанры необр. песен – детские, колыб-е, сатирические, застольные, танц-ые, считалки, батрацкие, рекрутские, солдатские, соц. протеста.

Нар.инструм.музыка – сопровождала календарно-земельческие обряды, семейные праздники и народные обычаи. Эта музыка звучала в исполнении на бел.Нар.инструментах – гармоники, цимбал, жалейки, дуды, свирели, бубна.

Бел.муз.фольклор отличает то, что он сохранил в себе древнейший истор. пласт, оказавший огромное вл-е на форм-е всей нар. муз. классики Беларуси. Исследователи бел.нар. муз. творчества Мухаринская Л. С. и Якименко Т. С. выд. след. этапы становления нар. муз. культуры Беларуси: ранняя традиц.муз. классика; поздняя традиционная муз. классика; революционная муз. классика; песнетворчество советского периода; совр.муз. фольклор. Особую роль в форм-нии бел.нар. муз. творчества сыграли раннетрад. и позднетрад. этапы.