logo search
шпоры 3 раздел для чтения

52. Использование полифункциональных возможностей музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании дошкольников

К настоящему времени в РБ широко применяется учебно–методический комплекс (УМК), разработанный для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Мир музыки». В нем показан вариант новой формы организации муз.–творч. процесса — муз. сюжетно–игровой комплекс (МСИК).

МСИК– система сюжетных музыкально–дидактических игр, объединенных общим сюжетом и игровым образом. Если муз.–дид. игра выступает одной отдельной составляющей занятия и прим. в той или иной его части, то МСИК явл. собственно игровой формой организации образ-го процесса. Его сод-е отлич. двойной адресованностью (на р-ка и взрослого), культуроемкостью, игровой основой, проблемностью.

МСИК позволяет организовать деят-сть детей в соотв. с ее определением в современной психолого–пед. науке: как важнейший канал присвоения субъектом общественно–исторического опыта (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.); как способ преобразования действительности (А. Н Леонтьев, В. Н. Мясищев, А. А. Никифоров, Э. Г. Юдин и др.); как раскрытие и реализация потенциальных возможностей индивида, где он выступает по отношению к вещам как субъект, а к людям — как личность (Л. П. Буева, Г. С. Бакинцев и др.).

Структура МСИК состоит из: игрового сюжета, игр. образа, игр. проблемной эмоц.–образной ситуации, дид. или творческого задания, игр. действия, игр. правил, игр. результата, игр.оснащения.

Значимо, что в условиях МСИК обучение оптимально сочетается с творчеством. Об-е представлено дид. заданиями, творчество — творческими. Однако, в отличие от прямой формулировки дидактических заданий в традиционных играх, в игровом комплексе они помещены в пробл. ситуацию, окрашены эмоц. потенциалом худ.произведений, а побуждением к их решению является чувство сопереживания игровому персонажу. Игровой рез-т ориентирует ребенка на кач-во создаваемого творческого продукта, что выст. показателем, своеобразным индикатором подлинного творчества.

Ср-вом побуждения детей к игр.рез-ту выст. Игр.правила и игр. оснащение.

Игр.правила способств. осознанию р-ком способа самовыражения для достижения успеха в игре посредством того или иного вида деят-сти, стимулируют игр. действия, помогают оценить игр. результат. В отличие от игровых правил традиционных игр, в МСИК они открывают ребенку возможность выбора интересующего его персонажа игры, предпочитаемого вида деятельности, партнера для совместных творческих действий, игрового оснащения.

Игр. оснащение позв. разнообразить и усилить занимательность игр. действия, побуждает ребенка к активному личност.общению, практ. освоению нов. опыта творч. самовыражения.

В МСИК открывается возм-сть компл.возд-я игр. оснащения на детей, использ-я его без непоср.вмешательства взр-го в пр-с творчества.