logo search
шпоры 3 раздел для чтения

44. Теории детермин муз сп-ей

Плодотворн теории муз сп-ей Б М Теплова во многом обуслов систем подходом к их изуч. Основыв на единстве физич, физиолог и психич в функци-нии сп-ей ученый вводит понят муз-сти Тем самым разработка проблперенос в плоскость ф-й муз сп-ей, назнач кот состоит в постиж содерж м—ки. Изуч же природы и стр-ры феномена направл на постиж его как сист во взаимосвяз-ти, взаимообусл-сти элементов.В стр-ре муз сп-тей Теплов выд ладчув, муз-ритмич чувс, сп-сть к слух представл.Предложученым базовая стр-ра музсп-ей позвол в дал-ем его исследов расшир границы ее содерж.Наиб значит-ой в данной области явл работа Тарасовой, где автор, опираясь на основ положения исслед Тепл, анализ др работ по проблеме сп-ей, данные собствен обширного эксперим-го матер демонстр системн представ о комплексе муз-сти, разрабат его стр-ру и предл стройную концепцию его разв в онтогенезе.Комплекс муз-сти рассматр автором как «многоуров система собственно муз общих и частных сп-ей, ответств за формир худож-го муз образа. К общим относят те, кот необход для формир этого образа в любом виде муз деят, к частным — помогающие реш этой задачи лишь в отдел ее видах».Стр-ра общих муз сп-ей представл как состоящ из 2 осн подстр-р:- эмоц отзывч на м-ку,- познав музсп-ей — сенсорных (музслух, муз-ритм чув), интел (музмышл в единстве его репродук и продукт компон, муз воображ) и муз памятьК част муз сп-ям отнес абсолют слух и различ рода исполнител сп-ти — сенсорн, мотор и сен-сомотТеоретич полож Теплова, Тарасовой ценны и для дальн научносмысл феномена музсп-ей и для практ решения сущн задач муз восп.

45Диагн муз сп-ей и контроль заих разв в д\в.

Роль диагн муз сп-ей:

1.Изуч муз сп-ей позволит целостно и синтемат изуч своеоб-ие муз-сти р-ка и опред индивид путь ее формир в д\с.

2.Назначение диагн муз сп-ей дошк-в связано с исслед-ем муз-сти р-ка, изуч ее инд-ой структуры.

3.На осн общих известных псих-пед опред-ий м-ды муз-го самовосп-я можно условно подел на подгр:м-ды самопозн; м-ды самовоздерж; м-ды самопринужд, творч и эвристич м-ды.

Подходы к диагн муз сп-ей дошк-в.

В диагн, предложН. А. Ветлугиной есть много идей, коттребуют возрождения и возвращ в современ практику д\с. К способам обслед муз явлений Н. А. Ветл относ: вслушивание, узнавание св-в муз звуков; сравнив их по сходству и контр; различение их выразит значен; их воспроизв с одноврем слух-м контрол в певч-хинтонациях, игре на инстр-х, выразит ритмич-х движ; комбинир-е звук-х сочетаний; сопоставл с принят этал-ми.В наст время пед О. П. Радыновой конкретир более четко выдел показ-ли развит каждой муз сп-сти в соответ с возраст особен д-й. Ведущдиагност м-д О. П. Рады-й — это подгруп и индивид задания для д-й. Короткие тестовые задания, для детей ср и стар д\впредлаг исп-ть и А.Н. Зимина. Она также дает нескол рекоменд по организдиагн-ой процедуры:во-первых, до начала диагнпед-г должен знать ситуацию разв р-ка, уточн условия, в кот сущ-ет р-к, его индивид особен-ти; во-вторых, диагн-ку следпроводить в привычной для р-ка обстановке. П-гу важно быть доброжелм в общении с дош-м, помог ему сориент-ся в задан посредст простых и понятных вопросов.Выслуш р-ка п-г должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы. В ходе диагн необход шириспольз наглядн материал. Действия п-га в процессе диагн должны осущ-ся четко по соответст-му алгоритму.Исслед соврем проблем муз восп д-й Ю. Б. Алиев считает, что традиц испол-мые м-ды в диагн муз сп-ей провер и оценив «не музсп-ти, как думают взрос, а определнавыки воспроизвед мелодии голосом; не муз память, кот у р-ка еще не может быть полноценно сформирована, а непроизв слух-е представл; и, что бывает не столь уж редко, не муз-ритмич чувство, а чувство метра»