logo search
Rabota_nad_annotacciei (1)

3. Соотношение естественного и искусственного ансамбля.

Как уже говорилось в предыдущем разделе, тесситурные особенности теноровой и басовой партий различны. Исходя из этого, и соотношение естественного и искусственного ансамблей будет варьироваться в зависимости от того, насколько совпадают или не совпадают их тесситурные условия в различных фрагментах партитуры.

К примеру, в первом хоровом фрагменте (т.т.19 – 28) обе партии поют в среднем регистре в нюансе p. Так как для среднего регистра этот нюанс является естественным, следовательно, здесь получается естественный ансамбль.

Наоборот, в тактах 29, 33 тесситурные условия партий различны. Тенора поют в верхнем регистре, а басы в среднем. Здесь потребуется создание искусственного ансамбля, и при общем нюансе mf басы должны петь f, что уравновесит обе партии в силе звука. Выстраивая динамический ансамбль в заключительных тактах произведения (т.т.50 – 52), уже тенора должны скорректировать свое звучание и петь на порядок тише того нюанса, который указан в партитуре, на грани исчезновения звука.