logo search
шпоры 3 раздел для чтения

67. Обучение элементам нотной грамоты органично связано с игрой на звуковысотных инструментах.

Программой не предусмотрено изучение нотной грамоты детьми дошк возраста, однако эта работа может проводиться в следующей последовательности: знакомство детей 3-4 лет со звуками до,ре,ми,фа первой октавы, детей 4-5 лет – звуками соль, ля, си первой и «до» второй октавы. Дети 5-6 лет овладевают исполнением последующих звуков второй октавы – это обогащает их возможности в музицирования и инструментальном творчестве. В процессе ознакомления с нотной грамотой дошк могут овладеть знаниями о названиямиях нот и их последовательности, расположении на нотном стане, расположении соответствующего звука на звуковысотных музыкальных инструментах (металлофон, ксилофон). Обучение предполагает использование разнообразных игровых приемов – названия нот связываются с понятными детям образами по принципу ребуса: «ДОмик», «РЕчка», «МИшка», линейки нотного стана – дорожки, по которым «ходят» персонажи и др. Широко применяется зрительная наглядность: озвученные и неозвученные лесенки, фланелеграф с нотным станом и съемными нотами, методы моделирования звуковысотных отношений – с помощью предметного моделирования (расположенные по вертикали предметы – кузнечик прыгает по цветам разной высоты, птица садится на ветки дерева и т.д.) или двигательного (показ высоты звука с помощью руки на уровне от пояса до макушки головы, приседание или вставание на носочки и др.). Важное значение имеет показ педагога и упражнения детей в проигрывании на инструменте, пропевании звуков по нотам. При закреплении очень эффективны сюжетные музыкально-дидактические игры. Примеры таких игр – у Ходонович Л.С. Обучение элементам нотной грамоты – трудоемкий процесс, он осуществляется на систематических подгрупповых занятиях (группа делится на 2-4 подгруппы).

68.Формы организации коллективного музицирования.

Кроме индивидмузицир., в дошк возр детям доступно и колл-вное. Это :

1.ансамбль – участвуют одинаковые или однотипные инструменты. Как правило, звуковысотные.

2.шумовой оркестр, в котором участвуют игрушки и инструменты, не имеющие звукоряда. Этот оркестр доступен уже детмлвозр, исполняя произведение, дети выделяют сильную долю, акценты, в сред и стар возр– воспроизводят ритм.

3.смешанный оркестр, в котором участвуют и звуковысотные, и шумовые инструм. Предварительная работа: индивид.разучивание партий, затем игру в ансамблях, и лишь потом – объединенный смешанный оркестр.

69. Понятие о музыкально-творческой деятельности

Понятие творчество характеризует деятельность, направленную на создание ценностей, отличающихся новизной и значимостью. Ценность детского творчества субъективна – его продукты ценны для самого ребенка, объективная ценность детского творчества – явление исключительное. Именно в процессе собственной творческой деятельности ребенок эффективно закрепляет полученные в процессе восприятия и исполнительства представления, актуализирует свой слуховой опыт, овладевает способами использования известной ему информации в новых условиях. Помимо основных музыкальных способностей и способностей к различным видам музыкальной деятельности, музыкальное творчество, будучи очень привлекательным видом деятельности для дошкольников (из-за малой степени регламентированности, возможности самовыражения), развивает универсальную способность к творчеству – креативность. Продукты творчества ребенка являются показателем его музыкального развития.