4. Динамический ансамбль
Хоровая партитура в отношении к динамическим оттенкам имеет свою специфику. Гибкость ее динамики связана, прежде всего, с построением вокально-речевой интонации и фразы в целом.
Понятие динамических оттенков в хоре связывается с динамическим ансамблем, который определяется как уравновешенность по силе голосов внутри партии и согласованность звучания в общем ансамбле хора. Громкость хорового звучания зависит как от вокальных возможностей певцов, так и от регистрового положения голосовых партий. Так, в верхнем регистре любого голоса наблюдается наибольшая сила звучания, и наоборот, нижний регистр характеризуется более тусклым звучанием.
Применяемые в музыкальной практике градации громкости носят относительный характер. Дирижеру нередко приходиться переоценивать значение того или иного динамического указания, а иногда и отступать от указанных в нотном тексте нюансов. Причиной может быть: нехарактерно используемый композитором регистр или тесситура, тембровая яркость или блеклость той или иной хоровой партии.
Как уже отмечалось, динамический ансамбль тесно связан с понятием естественного и искусственного тесситурных ансамблей. В хоровой звучности формируются ансамблирующие и неансамблирующие аккорды, и задача дирижера состоит в том, чтобы добиться ровного звучания хора на протяжении всего произведения. Для достижения этого рекомендуется: при искусственном ансамбле применять в каждой партии различную нюансировку, чтобы голоса, звучащие в разных регистрах и, следовательно, с разным напряжением, были, таким образом, динамически выровнены.
Работая над динамическим ансамблем в хоре, дирижеру необходимо учитывать то, что в различные исторические эпохи композиторам было свойственно то или иное отношение к нюансировке своих произведений. В партитурах композиторов доклассического периода очень редки динамические обозначения. Связано это с тем, что они писали музыку для исполнения, как правило, под собственным руководством. В этот период мало использовалось постепенное crescendo и diminuendo. Динамика была, в основном, ступенчатой. В более поздние времена стала употребляться также и контрастная нюансировка.
Композиторы конца XVIII начала XIX века уже более тщательно детализируют свои партитуры с точки зрения динамики. Для них характерны как постепенные изменения силы звука, так и длительное пребывание в одной динамической плоскости.
Динамические контрасты все чаще и эффективней стали применяться в XIX веке композиторами-романтиками. Однако более характерными для музыки этой эпохи являются многочисленные краткие динамические изменения в рамках какого-либо стабильного нюанса.
В XX веке роль динамики еще более возросла. Усилилось ее значение во всевозможных звукоизобразительных эффектах. Многие современные композиторы очень детально выписывают нюансировку в своих произведениях. В некоторых партитурах так называемой сериальной9 организации музыкального материала динамические характеристики становятся такими же стабильными, как высота звука, ритм, фактура и т. д.
Динамика произведения тесно связана с его формообразованием. По сути дела исполнение музыки представляет собою цепь нарастаний и затуханий звучности, вызванных структурными особенностями хоровой партитуры. Известно также и то, что устойчивый уровень громкости способствует объединению формы произведения, а резкие смены силы звука – ее членению.
Резкие смены силы звука представляют для хора определенную исполнительскую трудность. Для достижения большей отчетливости динамических контрастов перед сменой динамики можно ввести цезуру, которая поможет избежать смазанности при переходе от одного нюанса к другому.
Длительные crescendo и diminuendo также трудны для достижения динамического ансамбля. Для того чтобы нарастания и спады звучности осуществлялись с большей последовательностью, необходимо crescendo начинать несколько слабее основного нюанса, а diminuendo – несколько громче.
- Министерство образования российской федерации
- От автора
- М. Р. Гоголин
- Историко-эстетический анализ
- 1. Творческий портрет композитора и его основные произведения
- 2. Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста
- 3. История создания произведения, его основная идея и содержание
- Музыкально-теоретический анализ
- 1. Форма произведения и его структурные особенности
- 2. Жанровая основа
- Пример 1. Ю. Фалик. «Незнакомка»
- 3. Ладовая и тональная основа
- Пример 2. С. Танеев. «Восход солнца»
- 4. Особенности гармонического языка
- Пример 5. П. Хиндемит. «Лебедь»
- 5. Мелодическая и интонационная основа
- 6. Метроритмические особенности
- Пример 6. И. Стравинский. «Отче наш»
- 7. Темп и агогические отклонения
- 8. Динамические оттенки
- 9. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад
- Пример 10. Р.Н.П. В обр. А. Лядова «Поле чистое»
- 10. Соотношение хоровой партитуры и сопровождения
- Пример 14. И. Дунаевский. «Моя Москва»
- 11. Связь музыки и поэтического текста
- Пример 18. Г.Ф. Гендель. «Мессия»
- Вокально-хоровой анализ
- 1. Тип и вид хора
- 2. Диапазон и тесситурные особенности произведения
- 3. Соотношение естественного и искусственного ансамблей
- Пример 22
- 4. Особенности использования тембровых красок и хоровая «оркестровка»
- 5. Приемы хорового письма
- Пример 26. С. Рахманинов. «Ныне отпущаеши»
- 6. Виды хорового дыхания
- Исполнительский анализ
- 1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль
- 2. Ритмический ансамбль
- 3. Темповый ансамбль
- 4. Динамический ансамбль
- 5. Штриховой ансамбль
- Пример 32. Г. Ф. Гендель. «Мессия»
- Пример 34. Р. Щедрин. «Казнь Пугачева»
- 6. Дикционный и орфоэпический ансамбли
- 7. Исполнительская фразировка
- 8. Создание исполнительского плана
- 9. Репетиционный план
- Особенности дирижерского жеста
- 1. Характеристика дирижерских жестов
- 2. Виды ауфтактов
- 3. Дирижирование фермат и пауз
- 4. Особенности дирижирования метрических и ритмических структур
- Приложение
- Историко-эстетический анализ
- 3. История создания произведения, его основная идея и содержание
- Музыкально –теоретический анализ
- 3. Ладовая и тональная основа.
- 4. Особенности гармонического языка.
- 5. Мелодическая и интонационная основа.
- 7. Темп и агогические отклонения.
- 8. Динамические оттенки.
- 9. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад.
- 10. Соотношение хоровой партитуры и сопровождения.
- 11. Связь музыки и поэтического текста.
- Вокально-хоровой анализ
- 1. Тип и вид хора.
- 2. Диапазон и тесситурные особенности.
- 3. Соотношение естественного и искусственного ансамбля.
- 4.Особенности использования тембровых красок и хоровая «оркестровка».
- 5. Приемы хорового письма
- 6. Виды хорового дыхания
- Исполнительский анализ
- 1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль
- 2. Ритмический ансамбль
- 3. Темповый ансамбль
- 4. Динамический ансамбль
- 5. Штриховой ансамбль
- 6. Дикционный и орфоэпический ансамбль
- 7.Исполнительская фразировка
- 8. Создание исполнительского плана
- 9. Репетиционный план
- Особенности дирижерского жеста
- 1. Характеристика дирижерских жестов
- 2. Виды ауфтактов
- 3. Дирижирование фермат и пауз
- 4. Особенности дирижирования метрических и ритмических структур
- Заключение
- Список литературы
- Примечания
- М. Р. Гоголин работа студента над аннотацией хорового произведения
- 160035 Г. Вологда, с. Орлова, 6. Вгпу, издательство «Русь»