Тема 16. Пути развития зарубежного музыкального искусства XX века (обзор наиболее значительных явлений) – 3 часа
Музыкальная культура I половины XX века
Противоречивая, сложная картина художественной жизни начала века, рожденная цепью социальных конфликтов. Новое мироощущение. Новые темы, идеи, образы, герои в искусстве. Выражение острого разлада художника с действительностью, протест против милитаризма. Типичный герой – «маленький человек», гибнущий в жестоком мире. Гипертрофия выражения чувств, переживаний, доминирование мрачного тона, настроений отчаяния. Образы гротеска.
«Полифония» стилей: влияние импрессионизма, позднего романтизма на искусство XX века. Зарождение экспрессионизма (от лат. – выражение, выявление) в искусстве Австрии. Первоначальное появление экспрессионизма в живописи: организации «Мост», «Синий всадник». Композиторы «Новой венской школы». Создание додекафонии А. Шенбергом.
Эпоха «стилистической революции», рожденная активными поисками новых средств музыкального языка. Острая диссонантность звучания, отказ от традиционных ладогармонических средств. Изменение современного звукового материала (под влиянием достижений технического прогресса). Новые источники звука. Возросшая роль ритма в музыке XX века.
Проникновение в европейскую музыкальную культуру джаза. Его влияние на музыкальный язык современности.
Рождение неоклассицизма как протеста против крайностей экспрессионизма. Попытка по-новому использовать художественный опыт прошлого. Обращение к принципам музыкального мышления, жанрам и формам музыки эпохи Возрождения, барокко и раннего классицизма. Стремление к строгой ясности. Соединение логики полифонического развития с новейшими средствами музыкального языка. Черты конструктивизма. Наиболее яркое выражение стиля неоклассицизма в творчестве И.Стравинского и П.Хиндемита.
Зарождение направления урбанизма (от лат. – городской) в творчестве А.Онеггера, Э.Сати. Культ города.
Пуантилизм (с франц. – писать точками, точка). Утверждение пуантилизма в музыке А.Веберна. Лаконизм, скупость звуковых средств, ирреальность образов, элементы символики. Значительность каждого отдельного звука («точки»), созвучия.
Неофольклоризм. Современное переосмысление фольклора. Соединение древних или диалектных пластов фольклора с современными средствами музыкального языка (И.Стравинский, Б.Барток).
Музыкальная культура II половины XX века
Обстановка в Западной Европе в послевоенный период. Основные процессы в искусстве. Влияние достижений технического прогресса. Вторая волна авангарда, обновление музыкального языка. Новое в области композиторской техники.
Алеаторика (от лат. – игральная кость, случайность). Провозглашение принципа случайности как главного начала формы, которая рождается в процессе исполнения («принцип жребия») или путем перестановки отдельных разделов. Отказ от традиционной нотной записи: нотная запись как ряд намеков – символов. Композиторы – К.Штокгаузен, П.Булез, Д.Кейдж.
Сонористика (от лат.– звонкий, звучный) – реакция на тотальный сериализм. «Музыка тембров»: на первом плане – краски звучания. Истоки – в музыке XIX – начала ХХ веков (К.Дебюсси, И.Стравинский). Яркое проявление в музыке К.Пендерецкого.
Полистилистика (от греч.– многий и стиль) – метод введения цитат из подлинных произведений или использование точных стилистических имитаций (на музыке XVII–XIX вв.), пример – А.Шнитке, «Сюита в старинном стиле». Использование коллажей (от фр. – вклейка), пример – А.Пярт, «Коллаж на тему ВАСН». Позже – синтез стилей. Композиторы – А.Берг, К.Пендерецкий, К.Штокгаузен.
Конкретная музыка – создание композиций с помощью магнитофонной ленты (природные или искусственные звучания). Композиторы – П.Булез, О.Мессиан, Жоливе.
Электронная музыка. Использование электронно-акустической и звуковоспроизводящей аппаратуры. Технические параметры, определяемые композитором (продолжительность, диапазон, высота). Новое поколение композиторов – П.Булез (Франция), Л.Ноно (Италия), К.Штокгаузен (Германия), К.Пендерецкий (Польша) и другие.
- Музыкальная литература Программа специального учебного предмета для VII–IX классов общеобразовательных учреждений
- Пояснительная записка
- VII класс
- Тема 1. Система средств музыкальной выразительности – 3 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 4. Музыкальные жанры. Жанры народной музыки. Жанры профессиональной музыки – 3 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 5. Музыкальные формы – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Содержание музыкальных произведений. Музыкальный образ – 2 часа
- Музыкальный материал
- Программная музыка
- Рекомендуемая литература
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 7. Музыкальная культура до XVII века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыкальная культура XVII века. Барокко – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. И.С. Бах (1685-1750) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. В.А.Моцарт (1756–1791) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Л.Ван Бетховен (1770–1827) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- VII класса
- Учебно-методическая литература
- VIII класс
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 1. Романтизм в западноевропейской музыке первой половины хiх века – 1 час
- Тема 2. Ф.Шуберт (1797–1828) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Ф.Шопен (1810–1849) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Инструментальная музыка XIX века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Музыкальный театр хiх века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. М.И.Глинка (1804–1857) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. А.С.Даргомыжский (1813-1869) – 1 час
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Оперное творчество композиторов «Могучей кучки» – 7 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Симфоническое творчество композиторов «Могучей кучки» – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. П.И.Чайковский (1840–1893) – 5 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Обзор русской музыкальной культуры 80–90-х годов XIX века. С.В.Рахманинов, и.Ф.Стравинский – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся VIII класса
- Учебно-методическая литература
- IX класс
- Тематическое содержание белорусская музыкальная литература
- Тема 1. Введение. Белорусское народное музыкальное творчество – 2 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Тема 2. Белорусская музыкальная культура до хх века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 3. Музыкальная культура Беларуси в хх веке (обзор). Камерная вокальная музыка. Камерно-инструментальная музыка – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 5. Симфоническая музыка – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Музыка для белорусских народных инструментов – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 7. Кантатно-ораториальный жанр – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыка для театра – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Русская музыкальная культура XX века
- Тема 9. Художественная жизнь России первой половины хх века – 1 час
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. С.Прокофьев (1891–1953) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Д. Шостакович (1906–1975) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Г.Свиридов (1915–1998) – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Русская музыка второй половины хх века. Московская композиторская школа – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Петербургская композиторская школа – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 15. Зарубежная музыкальная литература хх века. Импрессионизм – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 16. Пути развития зарубежного музыкального искусства XX века (обзор наиболее значительных явлений) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Музыкальная культура Австрии – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Музыкальная культура Германии – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Музыкальная культура Франции – 1час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Музыкальная культура Польши – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Музыкальная культура сша – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Учебно-методическая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- IX класса