logo search
Muz_lit / Муз

Тема 16. Пути развития зарубежного музыкального искусства XX века (обзор наиболее значительных явлений) – 3 часа

Музыкальная культура I половины XX века

Противоречивая, сложная картина художественной жизни начала века, рожденная цепью социальных конфликтов. Новое мироощущение. Новые темы, идеи, образы, герои в искусстве. Выражение острого разлада художника с действительностью, протест против милитаризма. Типичный герой – «маленький человек», гибнущий в жестоком мире. Гипертрофия выражения чувств, переживаний, доминирование мрачного тона, настроений отчаяния. Образы гротеска.

«Полифония» стилей: влияние импрессионизма, позднего романтизма на искусство XX века. Зарождение экспрессионизма (от лат. – выражение, выявление) в искусстве Австрии. Первоначальное появление экспрессионизма в живописи: организации «Мост», «Синий всадник». Композиторы «Новой венской школы». Создание додекафонии А. Шенбергом.

Эпоха «стилистической революции», рожденная активными поисками новых средств музыкального языка. Острая диссонантность звучания, отказ от традиционных ладогармонических средств. Изменение современного звукового материала (под влиянием достижений технического прогресса). Новые источники звука. Возросшая роль ритма в музыке XX века.

Проникновение в европейскую музыкальную культуру джаза. Его влияние на музыкальный язык современности.

Рождение неоклассицизма как протеста против крайностей экспрессионизма. Попытка по-новому использовать художественный опыт прошлого. Обращение к принципам музыкального мышления, жанрам и формам музыки эпохи Возрождения, барокко и раннего классицизма. Стремление к строгой ясности. Соединение логики полифонического развития с новейшими средствами музыкального языка. Черты конструктивизма. Наиболее яркое выражение стиля неоклассицизма в творчестве И.Стравинского и П.Хиндемита.

Зарождение направления урбанизма (от лат. – городской) в творчестве А.Онеггера, Э.Сати. Культ города.

Пуантилизм (с франц. – писать точками, точка). Утверждение пуантилизма в музыке А.Веберна. Лаконизм, скупость звуковых средств, ирреальность образов, элементы символики. Значительность каждого отдельного звука («точки»), созвучия.

Неофольклоризм. Современное переосмысление фольклора. Соединение древних или диалектных пластов фольклора с современными средствами музыкального языка (И.Стравинский, Б.Барток).

Музыкальная культура II половины XX века

Обстановка в Западной Европе в послевоенный период. Основные процессы в искусстве. Влияние достижений технического прогресса. Вторая волна авангарда, обновление музыкального языка. Новое в области композиторской техники.

Алеаторика (от лат. – игральная кость, случайность). Провозглашение принципа случайности как главного начала формы, которая рождается в процессе исполнения («принцип жребия») или путем перестановки отдельных разделов. Отказ от традиционной нотной записи: нотная запись как ряд намеков – символов. Композиторы – К.Штокгаузен, П.Булез, Д.Кейдж.

Сонористика (от лат.– звонкий, звучный) – реакция на тотальный сериализм. «Музыка тембров»: на первом плане – краски звучания. Истоки – в музыке XIX – начала ХХ веков (К.Дебюсси, И.Стравинский). Яркое проявление в музыке К.Пендерецкого.

Полистилистика (от греч.– многий и стиль) – метод введения цитат из подлинных произведений или использование точных стилистических имитаций (на музыке XVII–XIX вв.), пример – А.Шнитке, «Сюита в старинном стиле». Использование коллажей (от фр. – вклейка), пример – А.Пярт, «Коллаж на тему ВАСН». Позже – синтез стилей. Композиторы – А.Берг, К.Пендерецкий, К.Штокгаузен.

Конкретная музыка – создание композиций с помощью магнитофонной ленты (природные или искусственные звучания). Композиторы – П.Булез, О.Мессиан, Жоливе.

Электронная музыка. Использование электронно-акустической и звуковоспроизводящей аппаратуры. Технические параметры, определяемые композитором (продолжительность, диапазон, высота). Новое поколение композиторов – П.Булез (Франция), Л.Ноно (Италия), К.Штокгаузен (Германия), К.Пендерецкий (Польша) и другие.