logo
Muz_lit / Муз

Тема 3. Ф.Шопен (1810–1849) – 3 часа

Ф.Шопен – великий польский композитор, пианист, педагог, основоположник польской музыкальной классики. Связь творчества Шопена с историей Польши, ее фольклором. Главенствующее значение темы Родины в творчестве композитора. Сочетание лирического круга образов с героико-драматическим содержанием многих его сочинений.

Фортепианная музыка – основа творчества Шопена. Создание оригинального фортепианного стиля. Переосмысление и обогащение различных жанров фортепианной миниатюры: прелюдии, вальса, этюда, ноктюрна, экспромта. Создание новых фортепианных жанров (мазурки, полонеза), новых образцов крупной инструментальной формы (скерцо, баллады).

Национальные истоки музыкального языка Шопена. Обогащение круга музыкально-выразительных средств: мелодии, гармонии, фортепианной фактуры, метроритма.

Историческое значение творчества композитора. Шопен и мировая фортепианная исполнительская культура. Международные конкурсы имени Шопена.

Жизненный и творческий путь

Мазурки. Мазурка как символ Родины: воплощение через жанр мазурки типичных черт национальной польской музыки. Происхождение танца, сочетание разновидностей народных танцев (оберек, куявяк, мазур). Условное деление мазурок на бальные, лирические и «картинки».

Особенности композиции большинства мазурок: чередование эпизодов контрастного характера, преобладание сложной трехчастной формы.

Полонезы. Происхождение танца. Отражение в некоторых из них героики национального эпоса польского народа. Различные характеры полонезов: блестящий, торжественный (A-dur, As-dur), героико-трагический (c-moll, fis-moll).

Прелюдии – высшее достижение в области фортепианной миниатюры. Новая трактовка жанра. Фортепианный цикл, объединяющий 24 миниатюры. Тональный план цикла. Художественное и эмоциональное многообразие прелюдий. Круг поэтических образов.

Ноктюрны. Богатство образного содержания ноктюрнов. Преобладание лирического начала. Ведущая роль в ноктюрнах гибкой пластичной мелодики. Круг образов: от нежно-поэтичных до скорбно-сосредоточенных.

Этюды. Виртуозные пьесы нового типа. Подчинение виртуозных задач художественному замыслу. Гневный протест, острая душевная боль в «Революционном» этюде c-moll. Раскрытие тембровых возможностей фортепиано, мелодическая насыщенность фактуры изложения.

Вальсы. Образец опоэтизации бытового жанра. Вальсы виртуозные, «блестящие» (Es-dur) и лирические (cis-moll).