Музыкальный материал
Е.Глебов. «Полесская сюита»: «Танец». Балет «Маленький принц»: адажио.
Э.Григ. Оркестровая сюита «Пер Гюнт»: «В пещере горного короля».
С.Майкапар. Пьеса для фортепиано «Росинки».
В.Ребиков. Пьеса для фортепиано «Медведь».
Н.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»: темы Шахриара и Шехеразады.
Тема 2. Вокальные тембры и их выразительные возможности.
Различные составы хоров – 2 часа
Женские голоса. Характеристика тембров, их выразительные возможности. Выдающиеся певицы отечественной и зарубежных исполнительских вокальных школ.
Музыкальный материал
Сопрано: М.Глинка. Опера «Руслан и Людмила»: каватина Людмилы (пролог).
В.А.Моцарт. Опера «Волшебная флейта»: ария Царицы Ночи (2 д.).
Меццо-сопрано: Ж.Бизе. Опера «Кармен»: хабанера Кармен (1 д.).
Контральто: М.Глинка. Опера «Иван Сусанин»: песня Вани (3 д.).
Мужские голоса. Характеристика тембров, их выразительные возможности. Выдающиеся певцы отечественных и зарубежных исполнительских вокальных школ.
Музыкальный материал
Тенор:Дж.Верди. Опера «Риголетто»: песенка Герцога (4 д.).
Баритон: Ж.Бизе. Опера «Кармен»: куплеты Эскамильо (2 д.).
Бас:А.Бородин. Опера «Князь Игорь»: ария хана Кончака (2 д.).
М.Глинка. Опера «Руслан и Людмила»: рондо Фарлафа (2 д.).
Различные составы хоров (мужской, женский, смешанный, детский), их тембровые возможности. Белорусские хоровые коллективы и их руководители.
Музыкальный материал
Ж.Бизе. Опера «Кармен»: хор мальчиков (1 д.).
А.Бородин. Опера «Князь Игорь»: хор бояр «Мужайся, княгиня» (1 д., 2 к.).
М.Глинка. Опера «Иван Сусанин»: хор «Славься» (эпилог).
Л.Шлег. «Лубок»; девять хоров «Беларускі вянок» для женского хора а капелла.
Тема 3. Инструментальные тембры и их выразительные возможности. Виды оркестров – 3 часа
Происхождение слова «оркестр». Расположение групп оркестра. Партитура.
Струнные смычковые инструменты как основа симфонического оркестра. Состав и функция группы. Великие мастера кремонской школы: Гварнери, Амати, Страдивари. Выразительные возможности каждого из инструментов группы. Выдающиеся исполнители прошлого и настоящего.
Музыкальный материал
Скрипка: Н.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»: 1 ч., тема Шехеразады.
Альт: М.Мусоргский. Опера «Борис Годунов»: монолог Пимена (1 д., 1 к., вступление).
Виолончель: К.Сен-Санс. Цикл «Карнавал животных»: «Лебедь».
Контрабас: Г.Берлиоз. «Фантастическая симфония» (4 ч., тема марша).
Вся группа: А.Вивальди. Концерты «Времена года».
Е.Глебов. Балет «Маленький принц»: адажио.
Деревянные духовые инструменты. Происхождение названия, состав группы. Характеристика тембров, выразительные возможности и разновидности каждого инструмента.
- Музыкальная литература Программа специального учебного предмета для VII–IX классов общеобразовательных учреждений
- Пояснительная записка
- VII класс
- Тема 1. Система средств музыкальной выразительности – 3 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 4. Музыкальные жанры. Жанры народной музыки. Жанры профессиональной музыки – 3 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 5. Музыкальные формы – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Содержание музыкальных произведений. Музыкальный образ – 2 часа
- Музыкальный материал
- Программная музыка
- Рекомендуемая литература
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 7. Музыкальная культура до XVII века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыкальная культура XVII века. Барокко – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. И.С. Бах (1685-1750) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. В.А.Моцарт (1756–1791) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Л.Ван Бетховен (1770–1827) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- VII класса
- Учебно-методическая литература
- VIII класс
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 1. Романтизм в западноевропейской музыке первой половины хiх века – 1 час
- Тема 2. Ф.Шуберт (1797–1828) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Ф.Шопен (1810–1849) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Инструментальная музыка XIX века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Музыкальный театр хiх века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. М.И.Глинка (1804–1857) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. А.С.Даргомыжский (1813-1869) – 1 час
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Оперное творчество композиторов «Могучей кучки» – 7 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Симфоническое творчество композиторов «Могучей кучки» – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. П.И.Чайковский (1840–1893) – 5 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Обзор русской музыкальной культуры 80–90-х годов XIX века. С.В.Рахманинов, и.Ф.Стравинский – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся VIII класса
- Учебно-методическая литература
- IX класс
- Тематическое содержание белорусская музыкальная литература
- Тема 1. Введение. Белорусское народное музыкальное творчество – 2 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Тема 2. Белорусская музыкальная культура до хх века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 3. Музыкальная культура Беларуси в хх веке (обзор). Камерная вокальная музыка. Камерно-инструментальная музыка – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 5. Симфоническая музыка – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Музыка для белорусских народных инструментов – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 7. Кантатно-ораториальный жанр – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыка для театра – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Русская музыкальная культура XX века
- Тема 9. Художественная жизнь России первой половины хх века – 1 час
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. С.Прокофьев (1891–1953) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Д. Шостакович (1906–1975) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Г.Свиридов (1915–1998) – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Русская музыка второй половины хх века. Московская композиторская школа – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Петербургская композиторская школа – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 15. Зарубежная музыкальная литература хх века. Импрессионизм – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 16. Пути развития зарубежного музыкального искусства XX века (обзор наиболее значительных явлений) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Музыкальная культура Австрии – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Музыкальная культура Германии – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Музыкальная культура Франции – 1час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Музыкальная культура Польши – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Музыкальная культура сша – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Учебно-методическая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- IX класса