Тема 3. Музыкальная культура Беларуси в хх веке (обзор). Камерная вокальная музыка. Камерно-инструментальная музыка – 3 часа
Пути развития и этапы белорусской музыки в ХХ веке. Формирование профессионального музыкального образования. Открытие Государственной консерватории, открытие Государственного театра оперы и балета, создание Государственной филармонии, развитие концертной деятельности. Становление национальной белорусской композиторской школы. Создание Союза композиторов БССР. Творческие связи с современной русской музыкальной культурой. Жанровое разнообразие творчества белорусских композиторов.
Отражение жизни белорусского народа, истории Родины в песнях и романсах. Зарождение жанра массовой песни и его развитие в предвоенные годы, в период Великой Отечественной войны. Влияние на жанры песни и романса национальной поэзии. Песни И.Любана, С.Полонского. Жанр романса в творчестве Н.Аладова и А.Богатырева.
Развитие песенного жанра во второй половине XX века: изменение тематики, поиски новых средств выразительности. Творчество В.Оловникова, Н.Соколовского, Ю.Семеняки. Создание вокальных циклов Д.Смольским, Г.Гореловой, Л.Шлег и другими. Песенное творчество В.Мулявина, И.Лученка, Л.Захлевного, Э.Ханка, В.Раинчика и других. Деятельность популярных ансамблей «Песняры», «Сябры», «Камерата».
Г.Горелова. Вокальный цикл «Дзявочыя песнi». Камерно-вокальная музыка – один из ведущих жанров творчества композитора. Лиризм и поэтичность цикла «Дзявочыя песнi», обращение к белорусскому фольклору. Особенности образной и тематической драматургии, музыкальный язык цикла.
Основные жанры камерно-инструментальной музыки в творчестве белорусских композиторов: сонаты, вариации, фантазии, сюиты, ансамбли, квартеты, квинтеты, программные миниатюры, произведения для детей. Разнообразие тематики. Роль Н.Чуркина, Н.Аладова в развитии камерно-инструментальной музыки. Камерно-инструментальный жанр во второй половине ХХ века (П.Подковыров, Л.Абелиович, А.Богатырев, Е.Глебов, Д.Смольский, Э.Тырманд, К.Тесаков, Г.Сурус, Г.Горелова, О.Сонин и др.).
Н.Чуркин. «Калыханка» для струнного квартета – образец инструментальной лирической миниатюры. Белорусские народные колыбельные как основа тематизма.
Н.Аладов. Фортепианный квинтет C-dur (для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано). Строение цикла. Фольклорная основа тематизма I части. Лирико-драматическая сфера образов II части. Танцевальный характер тем III части.
П.Подковыров. «24 прелюдии» для фортепиано. Композиция цикла – деление на 4 тетради. Тематизм и жанровая основа прелюдий (романс, ноктюрн, марш, вальс, тарантелла), использование звукоизобразительных приемов, разнообразие фактурных решений.
Л.Абелиович. Цикл фортепианных пьес «Фрески» («Фреска № 1»). Идея создания. Программность цикла, отражение образов Великой Отечественной войны. Структура цикла. Музыкальный язык пьес.
- Музыкальная литература Программа специального учебного предмета для VII–IX классов общеобразовательных учреждений
- Пояснительная записка
- VII класс
- Тема 1. Система средств музыкальной выразительности – 3 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 4. Музыкальные жанры. Жанры народной музыки. Жанры профессиональной музыки – 3 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 5. Музыкальные формы – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Содержание музыкальных произведений. Музыкальный образ – 2 часа
- Музыкальный материал
- Программная музыка
- Рекомендуемая литература
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 7. Музыкальная культура до XVII века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыкальная культура XVII века. Барокко – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. И.С. Бах (1685-1750) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. В.А.Моцарт (1756–1791) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Л.Ван Бетховен (1770–1827) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- VII класса
- Учебно-методическая литература
- VIII класс
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 1. Романтизм в западноевропейской музыке первой половины хiх века – 1 час
- Тема 2. Ф.Шуберт (1797–1828) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Ф.Шопен (1810–1849) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Инструментальная музыка XIX века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Музыкальный театр хiх века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. М.И.Глинка (1804–1857) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. А.С.Даргомыжский (1813-1869) – 1 час
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Оперное творчество композиторов «Могучей кучки» – 7 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Симфоническое творчество композиторов «Могучей кучки» – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. П.И.Чайковский (1840–1893) – 5 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Обзор русской музыкальной культуры 80–90-х годов XIX века. С.В.Рахманинов, и.Ф.Стравинский – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся VIII класса
- Учебно-методическая литература
- IX класс
- Тематическое содержание белорусская музыкальная литература
- Тема 1. Введение. Белорусское народное музыкальное творчество – 2 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Тема 2. Белорусская музыкальная культура до хх века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 3. Музыкальная культура Беларуси в хх веке (обзор). Камерная вокальная музыка. Камерно-инструментальная музыка – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 5. Симфоническая музыка – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Музыка для белорусских народных инструментов – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 7. Кантатно-ораториальный жанр – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыка для театра – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Русская музыкальная культура XX века
- Тема 9. Художественная жизнь России первой половины хх века – 1 час
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. С.Прокофьев (1891–1953) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Д. Шостакович (1906–1975) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Г.Свиридов (1915–1998) – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Русская музыка второй половины хх века. Московская композиторская школа – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Петербургская композиторская школа – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 15. Зарубежная музыкальная литература хх века. Импрессионизм – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 16. Пути развития зарубежного музыкального искусства XX века (обзор наиболее значительных явлений) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Музыкальная культура Австрии – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Музыкальная культура Германии – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Музыкальная культура Франции – 1час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Музыкальная культура Польши – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Музыкальная культура сша – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Учебно-методическая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- IX класса