Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся VIII класса
К концу VIII класса (второго года обучения) у учащихся должны сформироваться следующие представления:
о жанровом и содержательном многообразии творчества западно-европейских композиторов-романтиков XIX века: инструментальная миниатюра (ноктюрн, этюд, полонез, песня без слов и др.), рапсодия, баллада, инструментальный и вокальный циклы, оркестровая сюита, симфония, симфоническая поэма, опера;
о программности в музыке;
об основных жанрах творчества и наиболее известных произведениях композиторов-романтиков XIX века – Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Ф.Мендельсона-Бартольди, Ф.Листа, Э.Грига, Дж.Верди, Ж.Бизе;
о жанровом и содержательном многообразии творчества русских композиторов: романс, сатирическая песня, инструментальный цикл, симфония, симфоническая фантазия, симфоническая сюита, концерт, балет, опера;
о строении оперы (ария, дуэт, хор, увертюра, интродукция, пролог, эпилог);
об особенностях творчества и наиболее известных произведениях русских композиторов – М.Глинки; А.Даргомыжского; А.Бородина; М.Мусоргского; Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского, С.Рахманинова;
о составе группы «Могучая кучка».
Учащиеся должны уметь:
ориентироваться в западноевропейской и русской музыкальной культурах с позиций опыта, накопленного при изучении музыкальной литературы в VIII классе;
различать по характерным признакам изученные музыкальные жанры;
прослеживать музыкальное развитие, различать и моделировать (в схемах) строение произведений;
сравнивать по сходству и контрасту содержание, жанры и формы музыкальных произведений разных композиторов;
высказывать свое отношение к музыке;
определять на слух музыкальные фрагменты из обязательного перечня произведений:
Ф.Шуберт. «Аve Мaria»,
Ф.Шопен. Этюд ор. 10, № 12 c-moll; Полонез A-dur; Вальс cis-moll,
Ф.Мендельсон. «Свадебный марш» из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»,
Э.Григ. Оркестровая сюита «Пер Гюнт» № 1: «Утро», «В пещере горного короля»,
Ж.Бизе. Опера «Кармен»: хабанера (1 д.), марш Тореадора,
М.Глинка. Опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»): полонез (2 д.); ария Сусанина (4 д.); хор «Славься» (эпилог),
М.Мусоргский. Опера «Борис Годунов»: хор «На кого ты нас покидаешь» (пролог, 1 к.)»; монолог Бориса (пролог, 2 к.); плач Юродивого; Фортепианный цикл «Картинки с выставки»: «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов»,
А.Бородин. Опера «Князь Игорь»: хор бояр «Мужайся, княгиня» (1 д.); ария князя Игоря (2 д.); Симфония № 2 (1-я ч.),
Н.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»: ария Снегурочки (пролог); хор «Прощай, Масленица» (пролог); 3-я песня Леля (3 д.); Симфоническая сюита «Шехеразада»: вступление к 1-й ч. (тема Шахриара и Шехеразады),
П.Чайковский. Опера «Евгений Онегин»: дуэт Татьяны и Ольги (1 к.); ария Ленского (5 к.).
- Музыкальная литература Программа специального учебного предмета для VII–IX классов общеобразовательных учреждений
- Пояснительная записка
- VII класс
- Тема 1. Система средств музыкальной выразительности – 3 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 4. Музыкальные жанры. Жанры народной музыки. Жанры профессиональной музыки – 3 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 5. Музыкальные формы – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Содержание музыкальных произведений. Музыкальный образ – 2 часа
- Музыкальный материал
- Программная музыка
- Рекомендуемая литература
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 7. Музыкальная культура до XVII века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыкальная культура XVII века. Барокко – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. И.С. Бах (1685-1750) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. В.А.Моцарт (1756–1791) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Л.Ван Бетховен (1770–1827) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- VII класса
- Учебно-методическая литература
- VIII класс
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 1. Романтизм в западноевропейской музыке первой половины хiх века – 1 час
- Тема 2. Ф.Шуберт (1797–1828) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Ф.Шопен (1810–1849) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Инструментальная музыка XIX века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Музыкальный театр хiх века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. М.И.Глинка (1804–1857) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. А.С.Даргомыжский (1813-1869) – 1 час
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Оперное творчество композиторов «Могучей кучки» – 7 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Симфоническое творчество композиторов «Могучей кучки» – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. П.И.Чайковский (1840–1893) – 5 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Обзор русской музыкальной культуры 80–90-х годов XIX века. С.В.Рахманинов, и.Ф.Стравинский – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся VIII класса
- Учебно-методическая литература
- IX класс
- Тематическое содержание белорусская музыкальная литература
- Тема 1. Введение. Белорусское народное музыкальное творчество – 2 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Тема 2. Белорусская музыкальная культура до хх века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 3. Музыкальная культура Беларуси в хх веке (обзор). Камерная вокальная музыка. Камерно-инструментальная музыка – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 5. Симфоническая музыка – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Музыка для белорусских народных инструментов – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 7. Кантатно-ораториальный жанр – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыка для театра – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Русская музыкальная культура XX века
- Тема 9. Художественная жизнь России первой половины хх века – 1 час
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. С.Прокофьев (1891–1953) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Д. Шостакович (1906–1975) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Г.Свиридов (1915–1998) – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Русская музыка второй половины хх века. Московская композиторская школа – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Петербургская композиторская школа – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 15. Зарубежная музыкальная литература хх века. Импрессионизм – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 16. Пути развития зарубежного музыкального искусства XX века (обзор наиболее значительных явлений) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Музыкальная культура Австрии – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Музыкальная культура Германии – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Музыкальная культура Франции – 1час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Музыкальная культура Польши – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Музыкальная культура сша – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Учебно-методическая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- IX класса