logo
Muz_lit / Муз

Тема 12. Л.Ван Бетховен (1770–1827) – 3 часа

Л.ван Бетховен – великий композитор, пианист, педагог. Творчество Бетховена – вершина классического музыкального искусства XVIII века. Отражение в творчестве композитора идей Французской революции 1789 года. Ведущее значение героических и драматических образов в музыке.

Широкий охват музыкальных жанров. Ведущее место жанров симфонии и сонаты в музыкальном наследии композитора. Новаторство в трактовке симфонии (новое образное содержание, введение скерцо в цикл, хоровой финал симфонии № 9 как синтез жанров симфонии и кантаты и др.).

Жанр фортепианной сонаты – творческая лаборатория Бетховена. Углубление содержания сонатного цикла. Создание нового фортепианного стиля. Новаторство в области средств музыкального языка.

Мировое значение творчества Бетховена.

Жизненный и творческий путь

Соната № 8 c-moll «Патетическая» – вершина раннего периода творчества. Новизна содержания и образного мира в сонате.

I часть. Сонатное allegro. Драматический характер вступления, его усложненный гармонический язык. Контраст вступления и сонатного allegro. Драматургическое значение темы вступления. Характеристика тематизма I части.

II часть (рондо). Сосредоточенный, возвышенный, философский характер основной темы.

III часть – финал (рондо-соната). Песенно-танцевальная природа тематизма.

Симфония № 5, c-moll. Основной драматургический конфликт и его последовательное раскрытие в 4 частях симфонии. Оптимистическая концепция цикла. Единство цикла.

I часть (сонатное allegro). Тема «рока» и ее роль в симфонии: 1) как источник тематизма I части; 2) тема «рока» как лейтмотив в остальных частях цикла. Драматический характер I части. Экспозиция, разработка, реприза, кода как этапы развития драматического конфликта.

II часть (форма двойных вариаций). Противопоставление декламационной, спокойной первой темы и героической, маршеобразной – второй. Интенсивное симфоническое развитие обеих тем.

III часть. Введение нового жанра – скерцо (вместо менуэта). Напряженный характер музыки. Связь основной темы скерцо с темой «рока».

IV часть (сонатное allegro). Праздничный характер. Введение в оркестр тромбонов, флейты-пикколо, контрафагота. Жанровые и интонационные истоки ведущих тем финала, их близость маршам и гимнам Французской революции. Появление темы «рока» в разработке и ее образная трансформация. Кода – апофеоз.