logo
Muz_lit / Муз

Тема 14. Петербургская композиторская школа – 1 час

С.Слонимский (1932) композитор, пианист, музыковед. Ведущие жанры творчества: опера («Виринея», опера-баллада «Мария Стюарт» др.), симфония, балет («Икар»), хоровые циклы, камерно-вокальные циклы («Песни вольницы», «Песни трубадуров»), инструментальные сочинения, музыка для детей, музыка к кинофильмам (к/ф «Республика ШКИД»). Круг художественных интересов: русская и западноевропейская литература, античность, библейские темы, поэзия русская и восточная. Интерес к джазу (Концерт-буфф), рок-музыке. Использование в творчестве инструментария, характерного для рок-музыки.

В.Гаврилин (1939–1999) представитель направления «новая фольклорная волна». Сочетание в музыке Гаврилина интонационных пластов крестьянских, городских песен, частушек, плачей. Развитие традиций А.Даргомыжского, М.Мусоргского, Г.Свиридова. Ведущие жанры: вокальные и хоровые.

Вокальный цикл «Русская тетрадь». Содержание (рассказ о женской судьбе). Глубинная связь с народными песенными истоками (диапазон жанров от частушки, скороговорки к плачу). Особенности мелодики, роль речевых интонаций («Страдательная»).

Хоровая симфония-действо «Перезвоны» для солистов, хора, гобоя и ударных. Уникальность литературно-поэтической основы. Черты эпической песенной хоровой симфонии. Опора на народные театрализованные традиции, жанры считалок, скороговорок. Картины народного быта и природы.

Музыкально-сценические произведения: телебалеты «Анюта», «Женитьба Бальзаминова», опера «Пещное действо» и др.

Б.Тищенко (1939). Влияние творчества Д.Шостаковича. Основные жанры – симфония и балет. Эксперименты со звуком, различными приемами композиторской техники.

Особый интерес к истории: балет-оратория «Ярославна» на тему «Слово о полку Игореве». Развитие традиций А.Бородина.

Балеты для детей («Муха-цокотуха»), оперетта «Тараканище».