Музыкальный материал
Опера «Русалка»: ария Мельника (1 д.); хор «Сватушка» (2 д.), *песня Наташи (2 д.); каватина Князя (3 д.), *сцена Князя и Мельника (3 д).
Романсы и песни: «Старый капрал» (сл. П.Беранже), «Титулярный советник» (сл. П.Вейнберга), *«Мне минуло шестнадцать лет» (сл. А.Дельвига).
Рекомендуемая литература
А.С.Даргомыжский. Избранные письма. Вып. 1 / А.С.Даргомыжский. – М., 1952.
Канн-Новикова, Е. Хочу правды: повесть о Даргомыжском / Е.Канн-Новикова. – М., 1976.
Тема 9. Новая русская музыкальная школа
(композиторы «Могучей кучки»).
М.П.Мусоргский.
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» – 2 часа
Вторая половина XIX века – период расцвета художественной культуры России. Достижения русской реалистической литературы. Прогрессивная деятельность художников-передвижников. Демократические процессы в музыкальной жизни. Концертная жизнь Петербурга. Деятельность Русского музыкального общества. Открытие Бесплатной музыкальной школы и первой русской консерватории.
«Могучая кучка»: история возникновения; основные эстетические принципы. Ведущие жанры композиторов Новой русской музыкальной школы – опера, песня, романс, программная симфоническая музыка. Традиции и новаторство. Роль М.Балакирева как организатора и идейного вдохновителя группы «Могучая кучка».
А.П.Бородин (1833–1887) – крупный композитор, выдающийся химик, общественный деятель, дирижер. Широкий охват жанров творчества. Ведущая образная сфера – богатырский эпос, героика. Развитие традиций М.Глинки в жанре оперы. Бородин – создатель русской эпической симфонии.
Жизненный и творческий путь
М.П.Мусоргский (1839–1881) – композитор-новатор, выдающийся музыкальный драматург. В центре творчества – история Руси в самые переломные ее моменты, трагедия русского народа. Мусоргский – мастер реалистического портрета в музыке. Тонкий психологизм в передаче переживаний героев. Развитие традиций А.Даргомыжского. Правдивое воспроизведение интонаций речи, роль декламации в вокальной музыке. Интонационные истоки мелодики Мусоргского.
Жизненный и творческий путь
Цикл для фортепиано «Картинки с выставки» – значительное явление в фортепианной музыке. Программная основа: рисунки В.Гартмана. Особенности строения цикла. Картинность, изобразительность, новизна фортепианного стиля. Переложение сюиты для оркестра М. Равелем.
Н.А.Римский-Корсаков (1844–1908) – один из крупнейших деятелей русской культуры, композитор, выдающийся педагог, дирижер, музыкальный критик, автор «Летописи моей музыкальной жизни», учебников по оркестровке и гармонии.
Постоянный творческий интерес к русской истории, к народным обрядам, былинам, сказкам. Изучение и обработка русских народных песен, их влияние на творчество Римского-Корсакова. Гармоничность и поэтичность образного мира музыки композитора, создание ряда идеальных сказочных образов в оперном творчестве.
Воплощение образов Востока и Испании. Римский-Корсаков – создатель красочных музыкальных пейзажей и сказочной фантастики. Новизна музыкального языка композитора, колористичность ладогармонических средств. Римский-Корсаков – блестящий мастер оркестрового письма. Участие в редактировании партитур М.Глинки, А.Даргомыжского, А.Бородина, М.Мусоргского.
- Музыкальная литература Программа специального учебного предмета для VII–IX классов общеобразовательных учреждений
- Пояснительная записка
- VII класс
- Тема 1. Система средств музыкальной выразительности – 3 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 4. Музыкальные жанры. Жанры народной музыки. Жанры профессиональной музыки – 3 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 5. Музыкальные формы – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Содержание музыкальных произведений. Музыкальный образ – 2 часа
- Музыкальный материал
- Программная музыка
- Рекомендуемая литература
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 7. Музыкальная культура до XVII века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыкальная культура XVII века. Барокко – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. И.С. Бах (1685-1750) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. В.А.Моцарт (1756–1791) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Л.Ван Бетховен (1770–1827) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- VII класса
- Учебно-методическая литература
- VIII класс
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 1. Романтизм в западноевропейской музыке первой половины хiх века – 1 час
- Тема 2. Ф.Шуберт (1797–1828) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Ф.Шопен (1810–1849) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Инструментальная музыка XIX века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Музыкальный театр хiх века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. М.И.Глинка (1804–1857) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. А.С.Даргомыжский (1813-1869) – 1 час
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Оперное творчество композиторов «Могучей кучки» – 7 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Симфоническое творчество композиторов «Могучей кучки» – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. П.И.Чайковский (1840–1893) – 5 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Обзор русской музыкальной культуры 80–90-х годов XIX века. С.В.Рахманинов, и.Ф.Стравинский – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся VIII класса
- Учебно-методическая литература
- IX класс
- Тематическое содержание белорусская музыкальная литература
- Тема 1. Введение. Белорусское народное музыкальное творчество – 2 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Тема 2. Белорусская музыкальная культура до хх века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 3. Музыкальная культура Беларуси в хх веке (обзор). Камерная вокальная музыка. Камерно-инструментальная музыка – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 5. Симфоническая музыка – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Музыка для белорусских народных инструментов – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 7. Кантатно-ораториальный жанр – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыка для театра – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Русская музыкальная культура XX века
- Тема 9. Художественная жизнь России первой половины хх века – 1 час
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. С.Прокофьев (1891–1953) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Д. Шостакович (1906–1975) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Г.Свиридов (1915–1998) – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Русская музыка второй половины хх века. Московская композиторская школа – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Петербургская композиторская школа – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 15. Зарубежная музыкальная литература хх века. Импрессионизм – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 16. Пути развития зарубежного музыкального искусства XX века (обзор наиболее значительных явлений) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Музыкальная культура Австрии – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Музыкальная культура Германии – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Музыкальная культура Франции – 1час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Музыкальная культура Польши – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Музыкальная культура сша – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Учебно-методическая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- IX класса