logo
Muz_lit / Муз

Тема 11. В.А.Моцарт (1756–1791) – 4 часа

Моцарт – великий австрийский композитор, выдающийся представитель венской классической школы. Органист, клавесинист, скрипач.

Важнейшая сфера творчества – работа в жанрах симфонии, квартета, сонаты. Расширение тематики и круга музыкальных образов, новаторство трактовки сонатно-симфонического цикла. Диапазон образного мира музыки Моцарта: от оптимистических, взволнованно-лирических до трагических по характеру произведений.

Моцарт – великий оперный драматург. Многогранность характеристик героев (черты реалистических портретов). Раскрытие образов главных героев во взаимодействии и столкновении. Новаторство в показе человеческих характеров. Ария – музыкальный портрет. Драматургическая роль ансамблей в завязках и кульминациях.

Значение творчества Моцарта в мировой музыкальной культуре.

Жизненный и творческий путь

Опера «Свадьба Фигаро». Обращение к комедии П. де Бомарше. Сравнение либретто оперы с литературным первоисточником, роль Л. Да Понте. Социально-обличительный смысл сюжета и идеи оперы. Создание Моцартом жизненно-правдивых, разнообразных музыкальных характеристик действующих лиц (Керубино, Фигаро, Сюзанны, Графа).

Увертюра – обобщенное выражение оптимистического содержания оперы. Особенности строения увертюры: сонатное allegro без разработки с яркими, самостоятельными темами.

Симфония № 40, g-moll. Рождение симфонии с лирико-драматической первой частью. Характеристика тематизма.

I часть. (сонатное allegro). Контраст двух тем экспозиции – основа развития. Беспокойный, взволнованный характер темы главной партии. Тонкая одухотворенность и изящество темы побочной партии, ее жанровые черты. Интенсивность и краткость разработки. Роль репризы.

II часть (сонатная форма). Интонационно-ритмическая близость тематизма главной и побочной партий. Контраст сдержанных по характеру тем экспозиции и напряженной разработки. Сближение основных тем в репризе.

III часть. Новая трактовка менуэта.

IV часть. Роль финала в цикле. Тонкие образные и интонационные связи между частями цикла.

Соната A-dur – образец зрелого фортепианного стиля Моцарта. Господство лирических и жанровых образов. I часть. Новаторская трактовка сонатного цикла (замена сонатного allegro вариационным циклом). Мелодические, ладовые, фактурные изменения темы в шести вариациях.

III часть. Оригинальность тематизма и формы финала.

«Реквием» – итог творческого пути. История создания, краткая характеристика произведения. Возвышенная, светлая печаль «Лакримозы».