Тема 17. Музыкальная культура Австрии – 2 часа
Богатство традиций в музыкальном искусстве: творчество композиторов венской классической школы, первого композитора-романтика – Ф.Шуберта, симфонистов – А.Брукнера, Г.Малера.
Вена как центр музыкальной жизни Австрии с XVIII века. Музыкальная атмосфера столицы Австрии, активная концертная жизнь, деятельность крупнейших дирижеров (Г. Малер, Г. фон Караян).
Г.Малер (1860–1911) – композитор, выдающийся дирижер. Опора на традиции классиков, романтиков, черты экспрессионизма в позднем творчестве.
Ведущие жанры творчества – симфония, песня. Новаторское развитие традиций Л.ван Бетховена. Синтез жанров симфонии и кантаты. Глубокая философская проблематика творчества в сочетании с демократизмом музыкально-выразительных средств. Малер – крупнейший мастер оркестрового письма. Истоки малеровского тематизма. Связи с народной песней, городским фольклором.
Вокальное творчество. Развитие романтических традиций. Круг тем. Обращение к австрийскому песенному фольклору. Вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья». Образный мир цикла.
Первая симфония. Близость традициям венского классицизма. Образный мир симфонии: сплав лирики, героики, иронии, гротеска. Новаторская трактовка симфонического цикла. Финал – драматургический центр. Связи с циклом «Песни странствующего подмастерья».
Влияние творчества Г.Малера на развитие драматического симфонизма (Д.Шостакович, А.Онеггер).
Новая венская школа
А.Шенберг (1874–1951) – глава новой венской школы, композитор, педагог, теоретик, дирижер. Труды Шенберга. Основоположник музыкального экспрессионизма. Круг тем, разнообразие жанров творчества. Поиски нового музыкального языка, принципов музыкальной конструкции, создание додекафонной системы. Серийная техника.
Камерная кантата «Свидетель из Варшавы». Лаконичность произведения, крайняя заостренность музыкального языка. Образы отчаяния, страдания. Соответствие содержания и средств выразительности.
Особенности вокальной партии чтеца-солиста.
А.Берг (1885–1935) – ученик А.Шенберга. Представитель музыкального экспрессионизма, автор литературных трудов о творчестве композиторов новой венской школы. Основные темы и жанры творчества. Обличительные тенденции против жестокости и насилия, их воплощение в опере «Воццек». Особенности музыкальных средств.
Концерт для скрипки с оркестром. История создания концерта, его скрытая программность. Форма концерта. Значение хорала И.С.Баха во 2-й части.
А.Веберн (1883–1945) – ученик А.Шенберга, дирижер. Основоположник стиля «пуантилизм». Эволюция к абстрактности языка. Специфическая манера изложения. Ирреальность образов, черты мистической символики в отдельных произведениях.
«Пять пьес для оркестра» (ор. 10). Особенность исполнительского состава. Строение цикла. Миниатюризм. Лаконизм музыкальных средств.
- Музыкальная литература Программа специального учебного предмета для VII–IX классов общеобразовательных учреждений
- Пояснительная записка
- VII класс
- Тема 1. Система средств музыкальной выразительности – 3 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 4. Музыкальные жанры. Жанры народной музыки. Жанры профессиональной музыки – 3 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 5. Музыкальные формы – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Содержание музыкальных произведений. Музыкальный образ – 2 часа
- Музыкальный материал
- Программная музыка
- Рекомендуемая литература
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 7. Музыкальная культура до XVII века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыкальная культура XVII века. Барокко – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. И.С. Бах (1685-1750) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. В.А.Моцарт (1756–1791) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Л.Ван Бетховен (1770–1827) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- VII класса
- Учебно-методическая литература
- VIII класс
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 1. Романтизм в западноевропейской музыке первой половины хiх века – 1 час
- Тема 2. Ф.Шуберт (1797–1828) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Ф.Шопен (1810–1849) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Инструментальная музыка XIX века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Музыкальный театр хiх века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. М.И.Глинка (1804–1857) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. А.С.Даргомыжский (1813-1869) – 1 час
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Оперное творчество композиторов «Могучей кучки» – 7 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Симфоническое творчество композиторов «Могучей кучки» – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. П.И.Чайковский (1840–1893) – 5 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Обзор русской музыкальной культуры 80–90-х годов XIX века. С.В.Рахманинов, и.Ф.Стравинский – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся VIII класса
- Учебно-методическая литература
- IX класс
- Тематическое содержание белорусская музыкальная литература
- Тема 1. Введение. Белорусское народное музыкальное творчество – 2 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Тема 2. Белорусская музыкальная культура до хх века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 3. Музыкальная культура Беларуси в хх веке (обзор). Камерная вокальная музыка. Камерно-инструментальная музыка – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 5. Симфоническая музыка – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Музыка для белорусских народных инструментов – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 7. Кантатно-ораториальный жанр – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыка для театра – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Русская музыкальная культура XX века
- Тема 9. Художественная жизнь России первой половины хх века – 1 час
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. С.Прокофьев (1891–1953) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Д. Шостакович (1906–1975) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Г.Свиридов (1915–1998) – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Русская музыка второй половины хх века. Московская композиторская школа – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Петербургская композиторская школа – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 15. Зарубежная музыкальная литература хх века. Импрессионизм – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 16. Пути развития зарубежного музыкального искусства XX века (обзор наиболее значительных явлений) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Музыкальная культура Австрии – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Музыкальная культура Германии – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Музыкальная культура Франции – 1час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Музыкальная культура Польши – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Музыкальная культура сша – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Учебно-методическая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- IX класса