logo
Muz_lit / Муз

Тема 17. Музыкальная культура Австрии – 2 часа

Богатство традиций в музыкальном искусстве: творчество композиторов венской классической школы, первого композитора-романтика – Ф.Шуберта, симфонистов – А.Брукнера, Г.Малера.

Вена как центр музыкальной жизни Австрии с XVIII века. Музыкальная атмосфера столицы Австрии, активная концертная жизнь, деятельность крупнейших дирижеров (Г. Малер, Г. фон Караян).

Г.Малер (1860–1911) – композитор, выдающийся дирижер. Опора на традиции классиков, романтиков, черты экспрессионизма в позднем творчестве.

Ведущие жанры творчества – симфония, песня. Новаторское развитие традиций Л.ван Бетховена. Синтез жанров симфонии и кантаты. Глубокая философская проблематика творчества в сочетании с демократизмом музыкально-выразительных средств. Малер – крупнейший мастер оркестрового письма. Истоки малеровского тематизма. Связи с народной песней, городским фольклором.

Вокальное творчество. Развитие романтических традиций. Круг тем. Обращение к австрийскому песенному фольклору. Вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья». Образный мир цикла.

Первая симфония. Близость традициям венского классицизма. Образный мир симфонии: сплав лирики, героики, иронии, гротеска. Новаторская трактовка симфонического цикла. Финал – драматургический центр. Связи с циклом «Песни странствующего подмастерья».

Влияние творчества Г.Малера на развитие драматического симфонизма (Д.Шостакович, А.Онеггер).

Новая венская школа

А.Шенберг (1874–1951) глава новой венской школы, композитор, педагог, теоретик, дирижер. Труды Шенберга. Основоположник музыкального экспрессионизма. Круг тем, разнообразие жанров творчества. Поиски нового музыкального языка, принципов музыкальной конструкции, создание додекафонной системы. Серийная техника.

Камерная кантата «Свидетель из Варшавы». Лаконичность произведения, крайняя заостренность музыкального языка. Образы отчаяния, страдания. Соответствие содержания и средств выразительности.

Особенности вокальной партии чтеца-солиста.

А.Берг (1885–1935) ученик А.Шенберга. Представитель музыкального экспрессионизма, автор литературных трудов о творчестве композиторов новой венской школы. Основные темы и жанры творчества. Обличительные тенденции против жестокости и насилия, их воплощение в опере «Воццек». Особенности музыкальных средств.

Концерт для скрипки с оркестром. История создания концерта, его скрытая программность. Форма концерта. Значение хорала И.С.Баха во 2-й части.

А.Веберн (1883–1945) ученик А.Шенберга, дирижер. Основоположник стиля «пуантилизм». Эволюция к абстрактности языка. Специфическая манера изложения. Ирреальность образов, черты мистической символики в отдельных произведениях.

«Пять пьес для оркестра» (ор. 10). Особенность исполнительского состава. Строение цикла. Миниатюризм. Лаконизм музыкальных средств.