Пояснительная записка
За последнее десятилетие в жизни общества произошли огромные изменения, потребовавшие реформы системы образования. В связи с этим возникла необходимость пересмотра существующих программ, в том числе и программы по специальному учебному предмету «Музыкальная литература», являющемуся важнейшей составной частью музыкального образования и воспитания учащихся.
Цель изучения предмета – формирование музыкально-эстетической культуры учащихся в процессе восприятия и анализа музыкальных произведений.
Основные задачи предмета:
освоение музыкально-теоретических знаний и музыковедческой терминологии;
формирование навыков осознанного восприятия и комплексного анализа музыкальных произведений, включая эмоциональную и рациональную составляющие;
развитие творческого потенциала и творческой активности учащихся;
формирование музыкального вкуса учащихся в процессе изучения лучших образцов мировой музыкальной культуры.
В процессе общения с музыкальными произведениями учащиеся постепенно приобретают новый социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение потребностей в новой музыке и знаниях о ней, а также способствующий формированию музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса и эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.
В основу построения программы положен историко-хронологический подход. Центральная идея программы заключается в системности и логических связях всех этапов освоения содержания специального учебного предмета «Музыкальная литература». Знания, умения и навыки, полученные учащимися в I полугодии VII класса (первый год обучения), получают развитие в процессе изучения монографических тем и анализа музыкальных произведений отечественных, русских и зарубежных композиторов в последующем. Таким образом, программа ориентирована на постепенное накопление учащимися музыкально-художественного, слухового и аналитического опыта.
В конце каждого раздела программы предлагаются требования к умениям и навыкам учащихся; обязательный минимум музыкально-теоретических понятий; учебно-методическая литература; примерный перечень музыкальных произведений, который учитель вправе менять по своему усмотрению (музыкальные произведения, отмеченные звездочкой, могут изучаться в сокращенном объеме или опускаться).
В результате обучения должны быть выработаны определенные умения и навыки, наиболее важные из которых – умение осознанно воспринимать музыкальное произведение, анализировать его на слух и по нотному тексту, рассказывать о музыкальном произведении и теоретически обосновывать свои впечатления.
Для проведения занятий по специальному учебному предмету «Музыкальная литература» для VII–IX классов предусмотрен 1 час в неделю на группу. В X–XI классах учащиеся могут продолжать изучение музыкальной литературы на основе ранее разработанной и утвержденной учебной программы.
Основными видами деятельности на занятиях по музыкальной литературе являются: слушание музыки, анализ музыкальных произведений, работа с нотным материалом, освоение информативно-понятийного материала. Авторы-составители программы рекомендуют также использовать различные творческие виды деятельности – написание рефератов, докладов, сочинение небольших пьес в заданных жанрах, формах и др.
Основной формой организации образовательного процесса является урок. В соответствии с тематическим построением учебного материала выделяются следующие типы уроков:
введения в тему;
формирования новых знаний, умений и навыков;
углубления и развития знаний, умений и навыков;
обобщения и систематизации полученных знаний, умений и навыков;
контроля усвоения темы.
Помимо традиционных форм проведения занятий, учитель вправе обратиться к самым различным творческим видам уроков, например: интегрированные уроки, лекции-концерты, уроки-диспуты, уроки-спектакли, уроки-экскурсии, брейн-ринги и др.
На занятиях музыкальной литературы учитель может использовать следующие методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный. Основным методом обучения, отражающим специфику предмета, является анализ музыкального произведения. В зависимости от цели урока, сложности художественного материала и психолого-возрастных особенностей группы это может быть комплексный, стилевой, сравнительный (и др.) анализ.
При изучении отдельных тем программы рекомендуется включение произведений смежных видов искусства: литературы и изобразительного искусства. Целесообразно включать аудио- и видеоматериалы (особенно при изучении синтетических жанров – оперы, балета, оперетты), использовать возможности современных информационных и телекоммуникационных технологий. Это не только расширит и обогатит содержание урока, усилит эмоциональную составляющую урока, но и будет способствовать формированию у учащихся эмоционально-познавательных способностей, художественного вкуса, развитию ассоциативно-образного мышления.
- Музыкальная литература Программа специального учебного предмета для VII–IX классов общеобразовательных учреждений
- Пояснительная записка
- VII класс
- Тема 1. Система средств музыкальной выразительности – 3 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 4. Музыкальные жанры. Жанры народной музыки. Жанры профессиональной музыки – 3 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 5. Музыкальные формы – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Содержание музыкальных произведений. Музыкальный образ – 2 часа
- Музыкальный материал
- Программная музыка
- Рекомендуемая литература
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 7. Музыкальная культура до XVII века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыкальная культура XVII века. Барокко – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. И.С. Бах (1685-1750) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. В.А.Моцарт (1756–1791) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Л.Ван Бетховен (1770–1827) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- VII класса
- Учебно-методическая литература
- VIII класс
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 1. Романтизм в западноевропейской музыке первой половины хiх века – 1 час
- Тема 2. Ф.Шуберт (1797–1828) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Ф.Шопен (1810–1849) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Инструментальная музыка XIX века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Музыкальный театр хiх века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. М.И.Глинка (1804–1857) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. А.С.Даргомыжский (1813-1869) – 1 час
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Оперное творчество композиторов «Могучей кучки» – 7 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Симфоническое творчество композиторов «Могучей кучки» – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. П.И.Чайковский (1840–1893) – 5 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Обзор русской музыкальной культуры 80–90-х годов XIX века. С.В.Рахманинов, и.Ф.Стравинский – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся VIII класса
- Учебно-методическая литература
- IX класс
- Тематическое содержание белорусская музыкальная литература
- Тема 1. Введение. Белорусское народное музыкальное творчество – 2 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Тема 2. Белорусская музыкальная культура до хх века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 3. Музыкальная культура Беларуси в хх веке (обзор). Камерная вокальная музыка. Камерно-инструментальная музыка – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 5. Симфоническая музыка – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Музыка для белорусских народных инструментов – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 7. Кантатно-ораториальный жанр – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыка для театра – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Русская музыкальная культура XX века
- Тема 9. Художественная жизнь России первой половины хх века – 1 час
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. С.Прокофьев (1891–1953) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Д. Шостакович (1906–1975) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Г.Свиридов (1915–1998) – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Русская музыка второй половины хх века. Московская композиторская школа – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Петербургская композиторская школа – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 15. Зарубежная музыкальная литература хх века. Импрессионизм – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 16. Пути развития зарубежного музыкального искусства XX века (обзор наиболее значительных явлений) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Музыкальная культура Австрии – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Музыкальная культура Германии – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Музыкальная культура Франции – 1час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Музыкальная культура Польши – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Музыкальная культура сша – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Учебно-методическая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- IX класса