logo
Muz_lit / Муз

Пояснительная записка

За последнее десятилетие в жизни общества произошли огромные изменения, потребовавшие реформы системы образования. В связи с этим возникла необходимость пересмотра существующих программ, в том числе и программы по специальному учебному предмету «Музыкальная литература», являющемуся важнейшей составной частью музыкального образования и воспитания учащихся.

Цель изучения предмета – формирование музыкально-эстетической культуры учащихся в процессе восприятия и анализа музыкальных произведений.

Основные задачи предмета:

В процессе общения с музыкальными произведениями учащиеся постепенно приобретают новый социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение потребностей в новой музыке и знаниях о ней, а также способствующий формированию музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса и эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.

В основу построения программы положен историко-хронологический подход. Центральная идея программы заключается в системности и логических связях всех этапов освоения содержания специального учебного предмета «Музыкальная литература». Знания, умения и навыки, полученные учащимися в I полугодии VII класса (первый год обучения), получают развитие в процессе изучения монографических тем и анализа музыкальных произведений отечественных, русских и зарубежных композиторов в последующем. Таким образом, программа ориентирована на постепенное накопление учащимися музыкально-художественного, слухового и аналитического опыта.

В конце каждого раздела программы предлагаются требования к умениям и навыкам учащихся; обязательный минимум музыкально-теоретических понятий; учебно-методическая литература; примерный перечень музыкальных произведений, который учитель вправе менять по своему усмотрению (музыкальные произведения, отмеченные звездочкой, могут изучаться в сокращенном объеме или опускаться).

В результате обучения должны быть выработаны определенные умения и навыки, наиболее важные из которых – умение осознанно воспринимать музыкальное произведение, анализировать его на слух и по нотному тексту, рассказывать о музыкальном произведении и теоретически обосновывать свои впечатления.

Для проведения занятий по специальному учебному предмету «Музыкальная литература» для VII–IX классов предусмотрен 1 час в неделю на группу. В X–XI классах учащиеся могут продолжать изучение музыкальной литературы на основе ранее разработанной и утвержденной учебной программы.

Основными видами деятельности на занятиях по музыкальной литературе являются: слушание музыки, анализ музыкальных произведений, работа с нотным материалом, освоение информативно-понятийного материала. Авторы-составители программы рекомендуют также использовать различные творческие виды деятельности – написание рефератов, докладов, сочинение небольших пьес в заданных жанрах, формах и др.

Основной формой организации образовательного процесса является урок. В соответствии с тематическим построением учебного материала выделяются следующие типы уроков:

Помимо традиционных форм проведения занятий, учитель вправе обратиться к самым различным творческим видам уроков, например: интегрированные уроки, лекции-концерты, уроки-диспуты, уроки-спектакли, уроки-экскурсии, брейн-ринги и др.

На занятиях музыкальной литературы учитель может использовать следующие методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный. Основным методом обучения, отражающим специфику предмета, является анализ музыкального произведения. В зависимости от цели урока, сложности художественного материала и психолого-возрастных особенностей группы это может быть комплексный, стилевой, сравнительный (и др.) анализ.

При изучении отдельных тем программы рекомендуется включение произведений смежных видов искусства: литературы и изобразительного искусства. Целесообразно включать аудио- и видеоматериалы (особенно при изучении синтетических жанров – оперы, балета, оперетты), использовать возможности современных информационных и телекоммуникационных технологий. Это не только расширит и обогатит содержание урока, усилит эмоциональную составляющую урока, но и будет способствовать формированию у учащихся эмоционально-познавательных способностей, художественного вкуса, развитию ассоциативно-образного мышления.