logo
Muz_lit / Муз

Тема 5. Симфоническая музыка – 2 часа

Создание первых симфонических произведений в белорусской музыке XX века, опора на традиции русской классической школы. Разнообразие жанров: многочастная симфония, симфониетта, увертюра, концерт. Стремление к программности. Обращение к фольклору. Роль Н.Чуркина, Е.Тикоцкого, Н.Аладова в развитии симфонического жанра.

Изменение тематики симфоний в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период: отражение героической борьбы белорусского народа с фашистскими оккупантами, тема дружбы между народами, картины мирной жизни и труда, произведения, посвященные победе и праздничным датам. Яркие достижения в жанре инструментального концерта. Вклад в развитие симфонической музыки композиторов Г.Вагнера, Е.Глебова, Д.Смольского, А.Богатырева, В.Оловникова, Е.Тикоцкого, Н.Аладова.

Тенденция во второй половине ХХ века к появлению новых жанровых разновидностей: симфония-баллада, симфония для фортепиано и оркестра, вокальная симфония. Постоянный интерес композиторов к традиционным жанрам симфонической музыки: симфонии, поэме, сюите. Стремление к одночастности. Развитие концертного жанра. Усложнение музыкального языка, использование современных композиторских техник. Творческая активность А.Мдивани, Д.Смольского, Е.Глебова, Г.Суруса, К.Тесакова, В.Войтика, В.Помозова, А.Ходоско, Г.Гореловой, Л.Шлег, О.Сонина и других.

Н.Чуркин. Симфониетта «Белорусские картинки», B-dur – первое национальное симфоническое произведение. Опора на классический тип сонатно-симфонического цикла. Отражение образов и картин народного быта. Мастерское использование фольклорного материала.

П.Подковыров. Второй концерт для скрипки с оркестром, G-dur. Классические традиции в композиции концерта. Образный строй музыки. Национальная основа тематизма. Использование в финале белорусской народной песни «Кума моя, кумочка».

В. Оловников. Симфоническая поэма «Партизанская быль» – образец белорусского программного симфонизма. Отражение темы героической партизанской борьбы в годы Великой Отечественной войны. Развитие драматических, трагических и героических образов. Особенности композиции. Роль эпизода в разработке. Жизнеутверждающий характер коды.

Г.Вагнер. Вокально-симфоническая поэма «Вечно живые» (для симфонического оркестра и женского хора без слов). Идея и программный замысел произведения. Особенности строения поэмы. Характеристика основных тем, их развитие в поэме. Использование цитаты белорусской народной песни «Павей, ветрык».