logo search
Muz_lit / Муз

Тема 11. Д. Шостакович (1906–1975) – 2 часа

Крупнейший композитор, педагог. Общественная деятельность Шостаковича. Творческие связи с выдающимися современниками: С.Прокофьевым, Д.Ойстрахом, Е.Мравинским, С.Ростроповичем, Г.Вишневской и другими.

Активная жизненная позиция, постановка больших нравственных проблем, публицистичность, злободневность тематики, отражение в музыке острых социальных и психологических конфликтов. Склонность к обобщенному мышлению, глубина философской мысли, психологизм. Большое значение героико-революционной темы, обращение к сюжетам из современной жизни, интерес к русской истории.

Широкий жанровый диапазон творчества Шостаковича. Особое тяготение к инструментальной музыке. Симфоническая музыка как важнейшая область творчества. Многообразие симфонических форм и жанров. Ярко выраженное художественное своеобразие музыки Шостаковича при опоре на традиции мировой музыкальной классики.

Музыка к кинофильмам.

Жизненный и творческий путь

Симфония № 7 («Ленинградская»), C-dur – художественный документ эпохи. История создания. Черты программности. Образная драматургия цикла. Особая значимость 1-й части. Проявление характерных черт инструментального стиля Д.Шостаковича: обширный диапазон мелодического развертывания в сочетании с угловатостью квартово-квинтовых интонаций в теме главной партии. Отсутствие драматического контраста тем главной и побочной партий. Смысловая и образная роль «эпизода нашествия» в разработке. Музыкальный язык темы эпизода: метроритм, тембровые краски. Форма вариации на soprano ostinato. Изменение характера тематизма в репризе. Особенности тонального плана, тембровой «раскраски» тематизма 1-й части симфонии. Краткое содержание 2-й, 3-й, 4-й частей.