logo search
Muz_lit / Муз

Тема 10. С.Прокофьев (1891–1953) – 3 часа

Выдающийся композитор, классик музыки ХХ века.

Оптимистическая направленность, энергия, динамизм, жизнеутверждающая сила музыки композитора. Острое ощущение времени, обращение к актуальным темам. Богатство и многогранность образного строя в произведениях: эпичность и драматизм, лирика, юмор и гротеск. Поиски «новой простоты» в последний период творчества. Жанровое многообразие творчества. Сочетание яркого смелого новаторства и опоры на классические традиции: тесная связь форм и жанров с классическими.

Прокофьев – пианист-виртуоз. Новаторство фортепианного стиля: особый «энергичный» стиль, трактовка фортепиано как «ударного» инструмента. Многообразие жанров фортепианного творчества. Особенности программности, обращение к старинным танцевальным жанрам.

Жизненный и творческий путь

Балет «Ромео и Джульетта». История создания и сценическая судьба балета. Философская идея балета – всепобеждающая сила любви. Ведущие линии балета. Принцип последовательного обогащения лирической сферы балета (мадригал, сцена у балкона, сцена в спальне Джульетты и прощание перед разлукой, смерть Джульетты). Линия вражды (сцена уличных боев, образы рыцарей и Тибальда). Балетные номера – портреты. Центральный образ Джульетты и ее характеристика. Роль массовых народных сцен.

Седьмая симфония – кульминация лирико-эпической линии в творчестве композитора. Особенности драматургии цикла.

1-я часть. Контраст трех ярко индивидуальных тем: песенно-повествовательной главной партии, восторженной побочной партии, сочетание русской распевности и причудливой фантастичности в заключительной партии. Образный мир разработки.

Кантата «Александр Невский»: развитие традиций М.Глинки, А.Бородина. Героико-эпическая тема. Древнее и современное в музыкальном языке произведения. Жанровая основа характеристик ведущих образов (хорал – крестоносцы, песенное начало – в характеристике русских воинов). Строение, образная драматургия кантаты. Роль интонационных связей, логика тонального плана. Влияние специфики кино на принцип чередования контрастных номеров. Музыка для детей.