logo search
Muz_lit / Муз

Тема 12. П.И.Чайковский (1840–1893) – 5 часов

Чайковский – великий русский композитор, дирижер, общественный деятель, педагог.

Образный мир музыки: картины русской природы, светлые грезы о счастье. Воплощение разных состояний человеческого духа, острота противоречий и трагических конфликтов в произведениях композитора.

Новаторство творчества Чайковского. Жанровое разнообразие, создание шедевров во всех жанрах музыкального искусства. Место симфонической музыки в творчестве Чайковского. Программность большинства сочинений. Эволюция жанра симфонии в творчестве композитора. Создание русского классического концерта.

Чайковский – основоположник классического русского балета.

Чайковский – композитор-мелодист. Национальная основа музыки композитора. Истоки мелодического языка – городская песня, городской бытовой романс. Роль вальса в музыке Чайковского.

Воздействие творчества Чайковского на русскую и мировую музыкальную культуру.

Жизненный и творческий путь

Опера «Евгений Онегин». Авторское жанровое определение – «лирические сцены». Сравнение с романом А. Пушкина. Черты лирико-психологической оперы: внутреннее развитие образов, показ героев в конфликтных ситуациях. Роль арий-монологов и развернутых сцен в характеристике главных персонажей. Характеристика второстепенных героев через арии-портреты. Особенности музыкального языка главных героев. Интонационная основа лирических сцен – русский бытовой романс, бытовых сцен – крестьянская песня. Роль лейттем.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» – крупнейшее завоевание в области программного симфонизма. Особенности воплощения идеи произведения. Характеристика формы. Роль контрастного сопоставления основных музыкальных тем-образов. Значение симфонической музыки Чайковского в истории русской и мировой классики.

Фортепианная музыка. Развитие западноевропейских и русских традиций в жанре фортепианной миниатюры. Фортепианные циклы «Детский альбом» и «Времена года» (ознакомление).