logo search
Muz_lit / Муз

Тема 13. Обзор русской музыкальной культуры 80–90-х годов XIX века. С.В.Рахманинов, и.Ф.Стравинский – 2 часа

Общественно-историческая обстановка. Демократические традиции в творчестве прогрессивных художников (В.Серов, И.Левитан) и писателей-реалистов (Л.Толстой, Ф.Достоевский, А.Чехов). Значение деятельности меценатов П.Третьякова, С.Мамонтова в области культуры. «Беляевский кружок». Новое поколение русских композиторов: А.Лядов, А.Глазунов, А.Аренский, С.Танеев, В.Калинников, А.Скрябин, С.Рахманинов. Красочность и оригинальность воплощения образов русских народных сказок в симфонических миниатюрах А.Лядова («Кикимора»).

Новизна и смелость музыкального языка А.Скрябина. Стремление к синтезу искусств. Идея создания светомузыки и ее воплощение в «Поэме огня» («Прометей»).

Кризисные явления в развитии искусства. Спад интереса к общественно-исторической, социальной тематике. Преобладание жанров инструментальной музыки. Достижения русской исполнительской школы.

С.В.Рахманинов (1873–1943) – выдающийся русский композитор, пианист, дирижер конца XIX – первой половины ХХ века. Влияние музыки П.Чайковского, композиторов «Могучей кучки» на творчество Рахманинова. Круг характерных образов, романтическая приподнятость, искренность, яркая эмоциональность высказывания в музыке композитора. Ведущее значение лирического и героико-драматического начал в музыке Рахманинова. Тема Родины и ее значение в творчестве композитора («колокольность» как одно из проявлений темы Родины). Русский пейзаж в произведениях Рахманинова. Истоки музыкального языка (русская народная песня, знаменный распев, песенно-романсовые интонации городской бытовой музыки). Создание Рахманиновым романсов – выдающихся образцов русской вокальной лирики.

Фортепианная музыка – наиболее важная область творчества композитора. Жанровое разнообразие: прелюдии, музыкальные моменты, этюды-картины, концерты, сонаты и др.

Концерт для фортепиано с оркестром № 2, c-moll. Новый этап в европейском и русском фортепианном искусстве. Влияние П.Чайковского, традиции Ф.Листа. Сочетание лирико-драматических, жанровых и ярко-национальных элементов в образном строе и музыкальном языке концерта.

И.Ф.Стравинский (1882–1971) – крупнейший композитор-новатор, пианист, дирижер. Преломление в его музыке многообразия художественных влияний: традиции русской музыкальной классики в ранний период творчества, интерес к ведущим стилевым направлениям ХХ века (неоклассицизм, экспрессионизм) в последующие годы. Яркая образность, характерность, тяготение к театральности. Стремление композитора использовать все наиболее современное в области музыкального письма, постоянные поиски новой образности. Яркое новаторство музыкального языка.

Балет «Петрушка» – выдающееся произведение в истории русского балета. История создания. Идейно-образная концепция произведения, сочетание трагедийности и гротеска. Традиции скоморошьего театра. Музыкальная характеристика Петрушки. Народные сцены. Оригинальное использование фольклорного материала. Новаторство оркестровки.

Значение творчества И.Стравинского для музыкальной культуры ХХ века.

Балеты И.Стравинского на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.