logo search
Muz_lit / Муз

Тема 3. Музыкальная культура Беларуси в хх веке (обзор). Камерная вокальная музыка. Камерно-инструментальная музыка – 3 часа

Пути развития и этапы белорусской музыки в ХХ веке. Формирование профессионального музыкального образования. Открытие Государственной консерватории, открытие Государственного театра оперы и балета, создание Государственной филармонии, развитие концертной деятельности. Становление национальной белорусской композиторской школы. Создание Союза композиторов БССР. Творческие связи с современной русской музыкальной культурой. Жанровое разнообразие творчества белорусских композиторов.

Отражение жизни белорусского народа, истории Родины в песнях и романсах. Зарождение жанра массовой песни и его развитие в предвоенные годы, в период Великой Отечественной войны. Влияние на жанры песни и романса национальной поэзии. Песни И.Любана, С.Полонского. Жанр романса в творчестве Н.Аладова и А.Богатырева.

Развитие песенного жанра во второй половине XX века: изменение тематики, поиски новых средств выразительности. Творчество В.Оловникова, Н.Соколовского, Ю.Семеняки. Создание вокальных циклов Д.Смольским, Г.Гореловой, Л.Шлег и другими. Песенное творчество В.Мулявина, И.Лученка, Л.Захлевного, Э.Ханка, В.Раинчика и других. Деятельность популярных ансамблей «Песняры», «Сябры», «Камерата».

Г.Горелова. Вокальный цикл «Дзявочыя песнi». Камерно-вокальная музыка – один из ведущих жанров творчества композитора. Лиризм и поэтичность цикла «Дзявочыя песнi», обращение к белорусскому фольклору. Особенности образной и тематической драматургии, музыкальный язык цикла.

Основные жанры камерно-инструментальной музыки в творчестве белорусских композиторов: сонаты, вариации, фантазии, сюиты, ансамбли, квартеты, квинтеты, программные миниатюры, произведения для детей. Разнообразие тематики. Роль Н.Чуркина, Н.Аладова в развитии камерно-инструментальной музыки. Камерно-инструментальный жанр во второй половине ХХ века (П.Подковыров, Л.Абелиович, А.Богатырев, Е.Глебов, Д.Смольский, Э.Тырманд, К.Тесаков, Г.Сурус, Г.Горелова, О.Сонин и др.).

Н.Чуркин. «Калыханка» для струнного квартета – образец инструментальной лирической миниатюры. Белорусские народные колыбельные как основа тематизма.

Н.Аладов. Фортепианный квинтет C-dur (для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано). Строение цикла. Фольклорная основа тематизма I части. Лирико-драматическая сфера образов II части. Танцевальный характер тем III части.

П.Подковыров. «24 прелюдии» для фортепиано. Композиция цикла – деление на 4 тетради. Тематизм и жанровая основа прелюдий (романс, ноктюрн, марш, вальс, тарантелла), использование звукоизобразительных приемов, разнообразие фактурных решений.

Л.Абелиович. Цикл фортепианных пьес «Фрески» («Фреска № 1»). Идея создания. Программность цикла, отражение образов Великой Отечественной войны. Структура цикла. Музыкальный язык пьес.