logo search
Muz_lit / Муз

Тема 8. Музыка для театра – 3 часа

Опера. Белорусская опера в первой половине XX века: опора на традиции русской классической музыки, широкое обращение к песенному и танцевальному фольклорному материалу. Тематика опер 20–40-х годов. Оперное творчество Н.Чуркина, Н.Аладова, А.Богатырева, Е.Тикоцкого.

Вторая половина ХХ века – новый этап в развитии жанра. Расширение тематического содержания. Появление плеяды молодых композиторов-новаторов: С.Кортес, В.Солтан, Е.Глебов, А.Бондаренко, Г.Вагнер, Ю.Семеняко и других. Усложнение музыкального языка, возрастание роли оркестра, использование лейтмотивов.

Е.Тикоцкий. Опера «Мiхась Падгорны» – народная музыкальная драма. Сюжетная основа, связанная с судьбой белорусского народа в начале ХХ века. Ведущие герои и их музыкальные характеристики. Образ народа и роль хоровых сцен. Обращение к жанрам белорусского фольклора. Лейтмотивная система оперы.

В.Солтан. Опера «Дзiкае паляванне караля Стаха» (лирико-психологическая). Литературная основа, сравнение с первоисточником. Основные герои и их музыкальные характеристики. Камерность оперы, отсутствие развернутых сцен. Роль оркестра, значение звукоизобразительных приемов.

Балет. Белорусский балет в предвоенные годы ХХ века. Совместные творческие поиски композиторов и балетмейстеров. Ведущая тематика балетов: сказки, история белорусского народа, военная тема, современность. Обращение к выдающимся произведениям литературы. «Соловей» М.Крошнера, «Князь-озеро» В.Золотарева – первые национальные балеты.

Многообразие творческих поисков и решений в жанре балета второй половины ХХ века. Плодотворная работа в жанре балета Е.Глебова, Г.Вагнера, А.Мдивани, В.Кузнецова и других.

Большая роль балетмейстера В. Елизарьева в развитии белорусского национального балета конца ХХ века. «Рогнеда» («Страсти») – совместная работа А.Мдивани и В.Елизарьева.

Е.Глебов. Балет «Тиль Уленшпигель». Сюжет, ведущая идея балета. Две образные сферы как основа драматургического конфликта. Развитие образа Тиля, роль массовых сцен, лейтмотивная система в балете.

Балет «Альпийская баллада». Лирико-драматическая сюжетная основа, отражение событий Второй мировой войны. Интонационно-тематическая основа характеристики главных героев и линии контрдействия, роль лейттем. Оркестр как средство передачи психологического состояния героев.

Роль Е.Глебова в развитии жанра белорусского балета.

Оперетта, музыкальная комедия, мюзикл. Зарождение жанров. Первые профессиональные произведения в творчестве Н.Чуркина, Ю.Бельзацкого. Роль Ю.Семеняко в развитии жанра оперетты. «Павлинка» Ю.Семеняко – первый белорусский классический образец этого жанра. Сюжет комедии, основные персонажи, композиция оперетты.

Вклад в развитие жанра А.Мдивани, Е.Глебова, А.Смольского. «Нестерка» Г.Суруса – пример народной музыкальной комедии.