logo search
Muz_lit / Муз

Тема 10. Оперное творчество композиторов «Могучей кучки» – 7 часов

Оперный жанр – центр внимания кучкистов. Опора на традиции М.Глинки и А.Даргомыжского. Интерес к истории России, к народным преданиям, быту, сказке. Обращение к выдающимся произведениям русской литературы. Создание новых оперных жанров.

А.Бородин. Эпическая опера «Князь Игорь» – ярко-национальное монументальное полотно. Опора на русские летописи и народные эпические сказания. Сравнение с литературным первоисточником. Показ конфликта между двумя враждующими силами (русское воинство и половцы). Противоречия в русском «лагере». Музыкальные характеристики образов: мужество и патриотизм Игоря; корыстолюбие, эгоизм Галицкого; трусость и наивная хитрость гудошников; благородство, мужество русских женщин – в образе Ярославны.

Черты эпичности: монументальность хоровых сцен и контрасты в крупном плане, закругленность и репризность номеров, неторопливость в развитии сюжета. Раскрытие ведущего конфликта не через столкновение, а через сопоставление контрастных картин и портретов. Обращение к старинным жанрам (плачи и причитания, скоморошьи песни и пляски, лирическая протяжная песня, элементы знаменного распева).

Роскошь колорита половецких сцен. Значение «Половецких плясок» для истории русского балета.

М.Мусоргский. Народная музыкальная драма «Борис Годунов» (по драме А.Пушкина). Авторская и другие редакции. Основной конфликт оперы: народ и власть. Новаторские приемы показа образа народа и использование хорового речитатива. Мастерство композитора в раскрытии психологически сложного образа Бориса Годунова. Основные этапы в развитии ведущих образов.

Средства музыкальной характеристики персонажей оперы: драматическая декламация в характеристике Бориса, черты эпичности в декламации персонажей из народа – Варлаама, Мисаила.

Н.Римский-Корсаков. Сочетание эпических черт и тонкого лиризма в опере-сказке «Снегурочка». Контраст реальности и фантастики. Переплетение бытовой, лирической и фантастической линий в драматургии оперы. Прославление идеального царства берендеев, их нравственных норм (добро, красота, стремление жить в гармонии с природой).

Поэтизация жизни народа. Роль народных сцен, их масштабность и разнообразие. Обращение к славянским языческим обрядам. Народно-песенная основа музыки. Картинность музыкального языка, применение звукоизобразительности. Новаторство оркестровки, использование лейттембров для характеристики персонажей (Лель, Снегурочка).