logo search
Muz_lit / Муз

Тема 2. Ф.Шуберт (1797–1828) – 2 часа

Ф.Шуберт – австрийский композитор, один из первых представителей музыкального романтизма.

Ведущие темы творчества: мир человеческих чувств и настроений, глубокие внутренние переживания, воспевание красоты природы. Ведущая роль жанра песни в творчестве композитора. Воздействие вокального творчества на инструментальные жанры. Демократичность музыкального языка. Близость к бытовым жанрам. Органическое претворение австрийского, немецкого, венгерского музыкального фольклора в произведениях Шуберта.

Жизненный и творческий путь

Вокальное творчество.

Широкий круг поэтов (В.Гете, Ф.Шиллер, Г.Гейне, Г.Рельштаб, В.Мюллер и др.). Жанровое разнообразие: песня-ария («Ave Maria»), серенада («Вечерняя серенада»), монолог («Маргарита за прялкой»), баллада («Лесной царь»). Претворение черт австрийской народной песни («Форель»).

Роль фортепианной партии в песенном творчестве Шуберта.

Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха». Характерные для романтической музыки темы скитаний и несчастливой любви. Параллели образов природы и состояния героя. Драматургия цикла: экспозиция («В путь», «Куда»), кульминация («Моя»), драматический перелом («Охотник»), развязка («Колыбельная ручья»).

«Неоконченная» симфония, h-moll – первая романтическая симфония. Новаторское строение цикла. Лирический круг образов симфонии. Особенности содержания и тематизма 1-й части.