logo search
Консультация 2-4

11. Народные образы в тв-ве Бетховена и романтиков (перекликается с билетом №9)

Народ у Бетховена - творец истории: девятая симфония, Месса (человечество, взывающее к Богу, молящее о мире, когда надвигается война), героические симфонии. В шестой симфонии представлены народные образы (сборище поселян) - играет народный ансамбль - темы пастуха, сельскя жизнь.

У романтиков хор выступает по-разному. Народ у Вебера - выражение немецкого духа - народные танцы, песни (Volkslied - народная песня - в Вольном стрелке, когда девушки приносят венок Агате). Россини вводит хор, уделяет большое значение. У него народ - бунтарский, революционный, борющийся за свою свободу. У Россини в Вильгельме Телле - хор рыбаков (приплывают разные хоры и дают клятву), в Севильском цирюльнике в финале первого действия - солдаты, караульные. "Норма" Беллини - народ угнетенный: друиды, мечтающие о свободе, желающие восстать. У Доницетти (т.к. оперы комичные) народ - поселяне, немного наивные, плутоватые и т.д. Мейербер - разные пласты народной жизни. Связано с исторической борьбой, где народ объединяется в противостоящие воюющие группы, народ дефиринцируется на разные пласты - своя жизнь, свой тематизм, носители разных идей. Это идет дальше (у Мусоргского в Хованщине также много пластов).

Шопен в своей инструментальной музыке воплощал национальную идею, а в похоронном марше в сонате виден образ всего польского народа, который погребает своего героя, а потом распрямляется. Полонез - горделивый польский характер. Мазурка - "пушки, спрятанные в цветах" (Шуман).