logo
Консультация 2-4

2. Россини. Творческий облик.

Джоакино Россини (1792-1868) - итальянский композитор. Родился 29 февраля 1792 г. в Пезаро в семье городского трубача. Мать обладала прекрасным голосом и пела в бродячей оперной труппе. Хорошим голосом она одарила и сына. С восьми лет он пел в церкви и в оперных спектаклях. Серьёзные занятия музыкой для Россини начались с 1804 г., когда семья переехала в Болонью. В 14 лет он избран членом Болонской академии. Обладая феноменальной музыкальной памятью, Россини наизусть дирижировал «Сотворением мира» Гайдна. 1806 г. - первая опера-сериа «Деметрио и Полибио». Исполняются его первые кантаты и симфонии. По окончании лицея (1812-й г.) по заказу театра «Ла скала» был написан «Пробный камень», принёсший композитору громкий успех. Россини писал очень быстро - 20 дней на оперу. 1813-й г. - два первых шедевра: опера-сериа «Танкред» и опера-буффа «Итальянка в Алжире». 1815-й г. - «Гимн независимости» и должность постоянного композитора в неаполитанском театре «Сан Карло». 1816-й г. - «Севильский цирюльник». В течение 5 лет опера обошла с триумфом всю Италию, утвердилась на сценах Лондона, Парижа, Нью-Йорка. «Цирюльник» завершил линию оперы-буффа в творчестве Россини и подытожил её историческое развитие, одновременно открыв новые горизонты. Следующая опера - «Золушка». Далее: «Отелло», «Моисей в Египте» (1818). Отсюда берут начало монументальные драматические оперы, в которых судьбы главных героев показаны на фоне грандиозных исторических событий, столкновения враждующих политических сил или религиозных идей. В 1822 г. Россини побывал в Вене, встретился с Бетховеном, поприсутствовал на премьере «Вольного стрелка». Поездка сильно повлияла на композитора и изменила представление о творчестве. Последняя опера, написанная для Италии - «Семирамида» (1823). После этого Россини проездом в Париже, Лондоне и, наконец, снова в Париже, где начинается его головокружительная карьера при королевском дворе. Сначала Россини - руководитель итальянского оперного театра в Париже, затем он задумывается о создании национальной французской оперы. Он решает переработать свои итальянские оперы перед тем, как написать новую. Таким образом создаются французские редакции «Моисея» (назван «Осада Коринфа», 1826) и «Магомета II» (1827). Эти оперы подготовили создание последней оперы Россини - «Вильгельм Телль». Работал над ней чрезвычайно медленно, почти полгода, премьера состоялась в 1829 г. Вскоре после премьеры опера была снята со сцены, а во многих странах запрещена цензурой. В расцвете творческих, жизненных сил, не достигнув сорока лет, Россини внезапно прекратил писать оперную музыку. В 1836 г. он вернулся в Италию, где находился до 50-х годов. Последние годы снова провёл в Париже, где его дом сделался одним из центров парижской художественной жизни. Последние сорок лет Россини писал очень мало, внимания заслуживают его романсы и духовные произведения: «Stabat mater» и «Маленькая торжественная месса». Умер в 1868 году, 76 лет от роду. Прах был перевезён во Флоренцию и захоронен в церкви Санта-Кроче.