logo
Консультация 2-4

9. Роль хора в музыке Бетховена и романтиков.

Роль хора была велика и у Бетховена, и у романтиков. Бетховен - хор - это образ человечества, вершитель истории, яркий пример - опера "Фиделио" - хор узников (стремление к свободе), хор в финале второго действия (прославление Леоноры), фантазия для хора, ф-но и оркестра. Хор - образ революций, праздненств, шествий, проникающий в симфоническое тв-во, в мессу (хор как представитель человечества).

А у романтиков хор - это народная стихия, как у Вебера. У него появляются песни в народном духе, приходящие из опер и становясь народными. Хор играет важную роль как фон для развития личной жизни героя (хор комментирует, переживает или наоборот враждебно настроен). У Россини (кстати, Россини считает, что нельзя написать современную оперу без хора), Беллини, Доницетти хоры становились революционными песнями (напр., "Норма" - хор Guerro, когда Норма дает призыв к восстанию), а опера "Немая из Портичи" композитора Обера, поставленная в Брюсселе, дала толчок к революции, в результате образовалось государство Бельгия. У Доницетти (так как опера комическая) хоры ближе к народу, напоминающие народную песню или имеют сквозной развитие. У Мейербера хор - разные группы народа: хор студентов и т.д., что выливается в противостояние католиков и протестантов (два хора налагаются друг на друга. Все это возникает в большой романтической опере.