3. Беллини. Творческий облик.
Беллини (1801-1835) родился на острове Сицилия, в семье потомственных музыкантов. В 1819 г. он поступает в Неаполитанскую консерваторию. В консерватории Беллини пишет 3 симфонии, камерно-вокальную и духовную музыку, а также оперу "Адельсон и Сальвини". Успех открыл молодому автору путь на сцену театра Сан Карло, а затем и в Ла Скала. 1827 г. - опера "Пират", получившая громкую известность не только в Италии, но и в Вене. 1831 г. - опера "Сомнамбула", с успехом поставленная в Париже. В этом же году написана "Норма", провалившаяся на премьере. После этой премьеры два года жизни Беллини были весьма смутными: удачи чередовались с провалами, произошёл разрыв с супругой, а также другом и либреттистом Феличи Романи. Всё это, возможно, побудило Беллини к странствиям - сначала в Лондон, затем в Париж. В Париже Беллини сблизился с Россини, подружился с Шопеном. 24 января 1835 г. состоялась премьера его последней оперы "Пуритане". Успех был грандиозный. После этого Беллини странно удалился от творчества и вскоре умер, поразив всю культурную общественность. Беллини, как и Доницетти, - создатель нового типа итальянской романтической оперы. Оба композитора занимают как бы "промежуточное" положение между такими гигантами, как Россини и Верди, но это не умаляет их собственного значения. Влияние музыки Беллини, отмеченной прежде всего потрясающим мелодическим богатством, испытали Шопен, Глинка и даже Вагнер. Примечательно также то, что Беллини и Доницетти творили в один из самых мрачных периодов итальянской истории, в том числе и истории музыки (живые свидетельства Берлиоза, Мендельсона и Глинки рисуют удручающую картину общего состояния итальянских оперных театров и нравов публики в 30-е годы), тем не менее они сумели воплотить дух Рисорджименто - движения за освобождение и воссоединение Италии, которое в 30-е годы возглавил Джузеппе Мадзини. В этом они - продолжатели линии Россини - первого итальянца, который ввёл развёрнутые хоровые сцены в свои оперы и обратился к интонациям Французской революции.
- 1. Романтизм в музыке
- 2. Россини. Творческий облик.
- 3. Беллини. Творческий облик.
- 4. Вебер. Творческий облик
- 5. Мейербер. Творческий облик.
- 6. Паганини как новый тип романтического исполнителя-виртуоза.
- 7. Доницетти. Творческий облик
- 8. Шопен. Творческий облик.
- 9. Роль хора в музыке Бетховена и романтиков.
- 10. Симфонии Бетховена. Обзорная характеристика.
- 11. Народные образы в тв-ве Бетховена и романтиков (перекликается с билетом №9)
- 12. Героическая тема в творчестве Бетховена
- 13. Программная музыка в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 14. Увертюра в тв-ве Бетховена и романтиков
- 15. Религиозная тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 16. Становление немецкой национальной оперы.
- 17. Становление "большой" французской оперы.
- 18. Становление итальянской романтической оперы
- 19. Роль музыки в жизни общества и положение музыкантов в первой половине XIX века.
- 20. Образы природы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 21. Образы мировой литературы и драматургии в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 22. Сказочные и фантастические образы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 23. Историческая тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 24. Отражение современности в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 1. Бетховен, "Кориолан".
- 2. Бетховен, "Эгмонт"
- 3. Бетховен, "Леонора №3"
- 4. Бетховен, "Фиделио".
- 5. Бетховен, Missa Solemnis.
- 6. Бетховен, 9 симфония
- 7. Бетховен, 6 симфония
- 8. Бетховен, 5 симфония
- 9. Бетховен, 3 симфония
- 10. Вебер, "Вольный стрелок"
- 11. Россини, "Севильский цирюльник"
- 12. Россини, увертюра к опере "Вильгельм Телль"
- 13. Беллини, "Норма"
- 14. Доницетти, "Любовный напиток"
- 15. Мейербер, "Гугеноты"
- 16. Шопен, соната №2 b-moll