logo
Консультация 2-4

5. Мейербер. Творческий облик.

Мейербер - одна из самых спорных фигур в музыкальной истории. Он поднял большую романтическую оперу, обобщив достижения Россини и Вебера. Путь Мейербера в искусстве складывался непросто. Будучи на год старше Россини и на 5 - Вебера, он по настоящему обрёл себя уже после их ухода с творческой сцены. Мейербер родился в очень богатой еврейской семье. В доме соединились 3 крупных состояния, и Мейербер имел огромные возможности. С раннего возраста М. проявлял необычайное дарование. В 7 лет, он стал чудо - ребёнком, а в 9 уже выступал на публичных концертах и имел ошеломляющий успех. Клементи, гостивший у его отца, по собственной воле ежедневно давал мальчику уроки. К 12 годам у него уже накопился солидный творческий репертуар. Мейербер в совершенстве владел французским и итальянским, много читал и очень интересовался литературой и историей разных народов. Всё это нашло отражение в его творчестве. В период с 1810 по 1812 гг. обучался в Дармштадте в католической школе. Позже Сальери посоветовал М. отправиться в Италию, чтобы овладеть искусством бельканто. В Италию М. приехал 1818 г., посетив по дороге Париж. В 1824 г. пишет оперу «Крестоносец в Египте», имевшую бурный успех в Италии и Америке. В 1825 г. М. по приглашению Россини приезжает для её постановки в Париж, но опера не имела успеха. К этому примешивается смерть отца, а затем новорожденного сына (М. женился на своей кузине Минне Моссок). Это на 1,5 г. выбило М. из творческой колеи. В 1827 г. М. снова приезжает в Париж в связи с новой постановкой «Крестоносца», которой дирижирует сам, на сей раз с огромным успехом. Затем в тв-ве М. наступает очередной перерыв, - он знакомится с франц. бытом и музыкой. В 1828-29 гг. ставятся 2 новаторские оперы, подсказывающие М. направление поисков: «Немая из Портичи» Обера и «Вильгельм Телль» Россини. В них сильные и яркие характеры героев показаны на фоне могучих народно-освободительных движений, что обуславливает значительную роль фольклорного колорита в массовых сценах. В результате М. перепробовал ок. 12 различных либретто, но неудачно. Тогда он обращается к Эжену Скрибу. И 22 ноября 1831 г. ставится их первая опера «Роберт-Дьявол», принесшая М. триумф в Париже и общеевропейское признание. Следующей оперой М. стали «Гугеноты». Вскоре после её премьеры слава новой оперы М. разнеслась по всей Европе. «Гугенотов» ставили даже в католических странах, лишь меняя сюжет и название («Гвельфы и Гибелины» или «Гибелины в Пизе»). Король пожаловал ему орден и назначил его генеральным музыкальным директором Берлина. На этой должности он проработал 4 года. Подобно коллегам М. пропагандирует классику, поддерживает молодые дарования, в частности Вагнера. Вскоре после премьеры «Гугенотов», М. начал работу над «Пророком» и «Африканкой», однако завершил их много лет спустя: в 1849 и 1865 гг. В Берлине М. написал и поставил прусскую оперу «Лагерь в Силезии» 1844 г. И музыку к драме своего умершего брата-литератора «Струэнзе» 1846 г. А затем, на её основе, оперу «Звезда Севера», поставленную в Париже и Лондоне. На этой премьере в 1855 г. Вагнер и М. встретились уже как враги. Последней оперой М. стала «Динора» - комическая, образец тонкой, изысканной лирики.На её премьере в 1859 г. в Париже, к ногам автора из императорской ложи был брошен лавовый венок. Умер М. 2 мая 1864г.