logo
Консультация 2-4

16. Шопен, соната №2 b-moll

Сонаты. Всего 3. Классические по форме, но насыщенные романтическими образами. Между сонатами большие интервалы, околы 10 лет. Все 3 сонаты в миноре: 1 - с (ранняя, 20-е годы), 2 - b (конец 30-х), 3 - h (середина 40-х). Соната №2, b-moll (1837-39). Трагическая и монументальная, построена как симфония в 4-х частях и напоминает героическую симфонию Бетховена тем, что в нее включен большой траурный марш.он был написан за 2 года до сонаты, потряс современников и вне конкуренции в наши дни. Именно с него началось создание сонаты. 1 часть - сон.Allegro с зеркальной репризой. Здесь противопоставлены 3 образа: 1 - вступление, вопрос с интонацией ум.7; 2 - тема, г.п. задыхающаяся, исповедальная; 3 - п.п., возвышенный и светлый хоралл. Разработка трагична, а кода как разрушительный шквал. 2 часть - скерцо. Образ злой силы, стучащие звуки. Центральный эпизод трио. Светлый и мечтательный вальс. В коде тема вальса, звучит как безнадежное воспоминание. 3 часть - похоронный марш b-moll, в котором сопоставлены образы скорби и возвышенной светлой лирики (сложная 3-хчастная форма). Если у Бетховена марш - это массовое траурное шествие, то у Шопена - это выражение глубокого, личного горя. Марш становится в сонате петеломным моментом: у Бетховена после траурного марша идет энергичное и веселое скерцо, т.е. герой погиб, но жизнь торжествует; у Шопена марш стоит перед финалом и делает исход безнадежным, т.е. герой погиб и смерть торжествует. 4 часть - финал, это мрачный эпилог, образ смерти и итог трагедии. Он весь содержит один образ. Великий русский пианист Антон Рубинштейн слышал в этой музыке вой ветра над могилами.