16. Шопен, соната №2 b-moll
Сонаты. Всего 3. Классические по форме, но насыщенные романтическими образами. Между сонатами большие интервалы, околы 10 лет. Все 3 сонаты в миноре: 1 - с (ранняя, 20-е годы), 2 - b (конец 30-х), 3 - h (середина 40-х). Соната №2, b-moll (1837-39). Трагическая и монументальная, построена как симфония в 4-х частях и напоминает героическую симфонию Бетховена тем, что в нее включен большой траурный марш.он был написан за 2 года до сонаты, потряс современников и вне конкуренции в наши дни. Именно с него началось создание сонаты. 1 часть - сон.Allegro с зеркальной репризой. Здесь противопоставлены 3 образа: 1 - вступление, вопрос с интонацией ум.7; 2 - тема, г.п. задыхающаяся, исповедальная; 3 - п.п., возвышенный и светлый хоралл. Разработка трагична, а кода как разрушительный шквал. 2 часть - скерцо. Образ злой силы, стучащие звуки. Центральный эпизод трио. Светлый и мечтательный вальс. В коде тема вальса, звучит как безнадежное воспоминание. 3 часть - похоронный марш b-moll, в котором сопоставлены образы скорби и возвышенной светлой лирики (сложная 3-хчастная форма). Если у Бетховена марш - это массовое траурное шествие, то у Шопена - это выражение глубокого, личного горя. Марш становится в сонате петеломным моментом: у Бетховена после траурного марша идет энергичное и веселое скерцо, т.е. герой погиб, но жизнь торжествует; у Шопена марш стоит перед финалом и делает исход безнадежным, т.е. герой погиб и смерть торжествует. 4 часть - финал, это мрачный эпилог, образ смерти и итог трагедии. Он весь содержит один образ. Великий русский пианист Антон Рубинштейн слышал в этой музыке вой ветра над могилами.
- 1. Романтизм в музыке
- 2. Россини. Творческий облик.
- 3. Беллини. Творческий облик.
- 4. Вебер. Творческий облик
- 5. Мейербер. Творческий облик.
- 6. Паганини как новый тип романтического исполнителя-виртуоза.
- 7. Доницетти. Творческий облик
- 8. Шопен. Творческий облик.
- 9. Роль хора в музыке Бетховена и романтиков.
- 10. Симфонии Бетховена. Обзорная характеристика.
- 11. Народные образы в тв-ве Бетховена и романтиков (перекликается с билетом №9)
- 12. Героическая тема в творчестве Бетховена
- 13. Программная музыка в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 14. Увертюра в тв-ве Бетховена и романтиков
- 15. Религиозная тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 16. Становление немецкой национальной оперы.
- 17. Становление "большой" французской оперы.
- 18. Становление итальянской романтической оперы
- 19. Роль музыки в жизни общества и положение музыкантов в первой половине XIX века.
- 20. Образы природы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 21. Образы мировой литературы и драматургии в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 22. Сказочные и фантастические образы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 23. Историческая тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 24. Отражение современности в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 1. Бетховен, "Кориолан".
- 2. Бетховен, "Эгмонт"
- 3. Бетховен, "Леонора №3"
- 4. Бетховен, "Фиделио".
- 5. Бетховен, Missa Solemnis.
- 6. Бетховен, 9 симфония
- 7. Бетховен, 6 симфония
- 8. Бетховен, 5 симфония
- 9. Бетховен, 3 симфония
- 10. Вебер, "Вольный стрелок"
- 11. Россини, "Севильский цирюльник"
- 12. Россини, увертюра к опере "Вильгельм Телль"
- 13. Беллини, "Норма"
- 14. Доницетти, "Любовный напиток"
- 15. Мейербер, "Гугеноты"
- 16. Шопен, соната №2 b-moll