logo
Консультация 2-4

9. Бетховен, 3 симфония

«Героическая». Написана в 1802-1804 гг. Очень масштабная. Первоначально композитор предполагал посвятить её Бонапарту, но передумал. Противоречивые отклики после премьеры: от гениальности до безумия, «шума». Три валторны. Скрытая программность: I часть - путь героя к славе, II часть - похоронный марш, III часть - скерцо, интермеццо, IV часть - грандиозный финал, народный праздник. I часть. Без вступления. Г.п. - 3-хчастная форма с динамизированной репризой. В середине г.п. - спор 2-х и 3-хдольности. Две побочных партии. Первая - «вальсового» типа. Две волны (вторжения). Вторая п.п. - хорального типа. З.п. - отрывистые аккорды на sf. Перед разработкой - возвращение г.п. Разработка в два раза длиннее экспозиции. Кульминация разработки - фугато. Эпизод в e-moll (г.п. - в es-moll), затишье перед репризой. Реприза начинается с проведения г.п. у валторны на D органном пункте. Проведение г.п. сильно расширено и динамизировано. II часть - траурный марш. Сложная трёхчастная форма. Крайние части - 2-хчастные репризные. Середина в мажоре с фанфарной темой. Реприза первой части сильно расширена. Кульминация - фугато. Ложная реприза. Настоящая реприза на D органном пункте. III часть - скерцо. Сложная трёхчастная форма. Очень интенсивное движение. Реприза длиннее обеих предыдущих частей. Трио - романтическая тема у валторн. IV часть - финал. Симфонические вариации на тему из балета «Твор. Прометея». Вступление: «Прометей сбегает с Олимпа, чтобы донести людям огонь». Тема баса. Далее - две вариации на бас. 3-я вар. - тема контрданса. 4-я вар. - фугато. 5-я вар. - контрданс в h-moll. 6-я вар. - маршевая тема. 7-я вар. - контрданс в C-dur. 8-я вар. - хоральная тема. 9-я вар. - ff, но затем тема омрачается (переход в минор). Затишье перед кодой.