10. Вебер, "Вольный стрелок"
«Вольный стрелок» был задуман в Дрездене в 1816 и завершён в 1820 г. Премьера в Берлине. Успех ошеломляющий, оперу пели по всей Европе. Чисто романтический сюжет: Молодой охотник Макс должен выдержать испытание, что взять в жены дочь лесника - Агату. Для того, чтобы стопудово победить, он заручается поддержкой другого охотника - Каспара, который продал душу «чёрному охотнику» - Самьелю, - и хочет вместо своей души отдать тому душу Макса. Макс с Каспаром отправляются в Волчью долину, где льют волшебные пули, призванные помочь Максу в испытании. И Макса, и его невесту преследуют разнообразные предчувствия и знамения. Пули приносят Максу ошеломляющий успех, остаётся одна - для решающего выстрела. Эта пуля должна умертвить Агату, так как, по преданию, 7-я пуля принадлежит Дьяволу. В утро испытания Агата, вместо обычного свадебного венка, надевает венок из белых роз, подаренных ей её покровителем - Отшельником. Этот венок её и спасает. Пуля убивает Каспара, и он в страшных мучениях умирает, проклиная всё вокруг себя. Князь разгневан поведением Макса, но Отшельник убеждает его не лишать счастья молодую чету, а назначить Максу годовое испытание, после чего он может жениться на Агате. Вебер изменил сюжет «Книги привидений», лёгшей в основу либретто: 1) добавил счастливую развязку (в оригинале пуля убивала кого положено и все умирали от горя) 2) избавил действие от аристократических персонажей (Князь - лицо эпизодическое). Основные же действующие лица - простые люди из народа, живущие в единении с природой. И 3), что отличает «ВС» от рядовой романтической оперы - это неослабевающее напряжение драматического развития вплоть до самого финала. «ВС» - это зингшпиль, подобный «Похищению из Сераля» и «Волшебной флейте» Моцарта, а также «Фиделио» Бетховена, то есть опера с разговорными диалогами, где, наряду с песенными номерами, есть и развёрнутые ансамблевые и хоровые сцены сквозного развития, и настоящие оперные арии-сцены, и оркестровые эпизоды. Увертюра излагает фабулу оперы. Она целиком основана на её тематическом материале, впервые вводится система лейтмотивов. Вступление к увертюре - несколько тем. Начальная тема - романтическая по складу (сопоставление «сурового» унисона «судьбы» и трепетного «вопроса» беззащитного человека). Основная тема - романтическая поэзия природы (изобретение Вебера). В конце вступления - лейтмотив Самьеля (очень образная оркестровка). Г.п. - бурное движение, в середине - цитата из сцены в Волчьей долине. П.п. - тема из арии Агаты «Близко счастье». Разработка построена на развитии г.п., с которой тщетно пытается спорить робкая п.п. В репризе же нарастание г.п. приводит к торжествующему звучанию лейтмотива Самьеля, который предшествует п.п. П.п. звучит только в коде, на этот раз ликующе и оптимистично. Борьба света и тьмы, отражённая в увертюре к «ВС», - идея просветительская, почёрпнутая романтиками у венских классиков. Принципиально новый момент - нагнетание ужаса, дьявольская окраска. Совершенно новый образ главного героя, душа которого оказывается полем сражения доброго и злого начал. Новый интонационный строй: повышенная страстность, экзальтированное отчаяние, патетика на грани истерики. Это хорошо слышно в первом ансамблевом номере оперы - терцете для мужских голосов, где каждый персонаж наделён собственным стилем и интонацией (Макс - отчаяние и неуверенность, отец Агаты - мужественность, Каспар - змеиная хитрость).
Светлое начало в опере олицетворяет Агата. Она близка таким образам, как Памина из «Волшебной флейты» и Леонора из «Фиделио». Но есть принципиальные отличия: 1) её терзают смутные сомненья (у Шпака - магнитофон… - ред.) 2) она - христианка. В эпоху классицизма опера отказалась от религиозности, оставив это оратории, и лишь романтизм стал вводить сюжеты, связанные с христианской тематикой. Вебер наделяет свою героиню темами молитвенного склада, одарёнными чувственной красотой в сочетании с возвышенностью. Первая такая тема - ария №8, которая представляет собой типичную романтическую сцену сквозного развёртывания (много переходящих друг в друга разделов разного характера, обильно сдобренных речитативами). Вторая тема - каватина Агаты в III действии (№12), уже после того, как Макс воспользовался первыми 3 пулями. Девушка, облачённая в свадебный наряд, молится у алтаря. Этот номер сжат по форме (простая 3-хчастная), но ещё более романтичен по настроению (особенно в области оркестровки). Образ Отшельника - покровителя Агаты - навеян моцартовским Зорастро (та же тон-сть и тембр - тромбоны). «ВС» - опера, пронизанная «народностью». Впервые народные сцены занимают так много места в опере: с них начинается интродукция, они прослаивают ключевые для развития сюжета эпизоды, оттеняя их напряжённость своим солнечным и наивным весельем (типично романтическая черта - резкость контрастов света и тени). Многие хоры оперы стали популярными шлягерами. Три самых известных: 1) хор охотников №15 2) хор девушек из №14 3) хор осмеяния Макса из Интродукции I акта. Безусловно, самое яркое место оперы - сцена в Волчьей долине, откуда берут своё начало все последующие сцены «ужасов» в музыке. Это финал II акта, его открывает хор духов, а затем беседа Каспара с Самьелем. После этого - спуск Макса в ущелье с колебаниями и страшными видениями, и, наконец, знаменитая «мелодрама» - сцена литья пуль. Разговорные реплики охотников сопровождаются грандиозным симфоническим развитием в оркестре, так что фактически мелодраму в Волчьей долине можно назвать программной симфонической картиной. Открывает мелодраму лейтмотив Самьеля, далее следует отливка пуль: 1) к костру слетаются лесные птицы 2) дикий кабан 3) буря 4) 4 огненных колеса прокатываются по сцене 5) «адская охота» 6) страшная гроза и извержение огня из земли (г.п. увертюры) 7) Каспар, призвав на помощь Самьеля, отливает последнюю пулю, а Макс, выскочив из магического круга и схватившись за сухую ветку, оказывается рука об руку с самим дьяволом. Перекрестившись, он падает без чувств, и всё растворяется во мраке. Опера заканчивается «просветлением» (C-dur), звучит сначала хоровая молитва, а затем лейтмотив надежды и веры из п.п. увертюры и арии Агаты
- 1. Романтизм в музыке
- 2. Россини. Творческий облик.
- 3. Беллини. Творческий облик.
- 4. Вебер. Творческий облик
- 5. Мейербер. Творческий облик.
- 6. Паганини как новый тип романтического исполнителя-виртуоза.
- 7. Доницетти. Творческий облик
- 8. Шопен. Творческий облик.
- 9. Роль хора в музыке Бетховена и романтиков.
- 10. Симфонии Бетховена. Обзорная характеристика.
- 11. Народные образы в тв-ве Бетховена и романтиков (перекликается с билетом №9)
- 12. Героическая тема в творчестве Бетховена
- 13. Программная музыка в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 14. Увертюра в тв-ве Бетховена и романтиков
- 15. Религиозная тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 16. Становление немецкой национальной оперы.
- 17. Становление "большой" французской оперы.
- 18. Становление итальянской романтической оперы
- 19. Роль музыки в жизни общества и положение музыкантов в первой половине XIX века.
- 20. Образы природы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 21. Образы мировой литературы и драматургии в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 22. Сказочные и фантастические образы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 23. Историческая тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 24. Отражение современности в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 1. Бетховен, "Кориолан".
- 2. Бетховен, "Эгмонт"
- 3. Бетховен, "Леонора №3"
- 4. Бетховен, "Фиделио".
- 5. Бетховен, Missa Solemnis.
- 6. Бетховен, 9 симфония
- 7. Бетховен, 6 симфония
- 8. Бетховен, 5 симфония
- 9. Бетховен, 3 симфония
- 10. Вебер, "Вольный стрелок"
- 11. Россини, "Севильский цирюльник"
- 12. Россини, увертюра к опере "Вильгельм Телль"
- 13. Беллини, "Норма"
- 14. Доницетти, "Любовный напиток"
- 15. Мейербер, "Гугеноты"
- 16. Шопен, соната №2 b-moll