1. Романтизм в музыке
Слово романтизм связано с рыцарской эпохой, когда писали романы (на романских языках) с идеями дальних странствий, фантастики, путешествий. Романтические тенденции возникли не только в музыке, но и во всем искусстве, стали складываться во второй половине XIX века внутри позднего просвещения. Преемственность между просвещением и романтизмом в том, что просвещение выдвигает на передний план личность человека. Возникает посыл для раскрытия индивидуального мира, что и будут развивать романтики. В литературе произведения на народной основе с элементами фантастики. Переломным для возникновения романтизма считается Великая французская революция, но все ее идеалы (свобода, равенство, братство) рушатся, происходит кровопролитие. Люди ищут опору в истории, духе своего народа, уходят в фантазию, личную жизнь. Романтизм возник прежде всего в литературе - английской, немецкой, далее переходит в музыку на почве национальных идей. В романтизме музыка в системе искусств выдвигается на передний план, т. к. все постигается интуитивно, и музыка позволяет это делать интуитивно. "Музыка - верховное искусство" по мнению писателей-романтиков. Композиторы и музыканты начинают появляться в качестве героев литературных произведений.
Новые жанры в инструментальной музыке эпохи романтизма. Происходит кардинальное переосмысление сложившихся жанров (продолжается линия Бетховена). Два основных жанра - опера (с национальными идеями); миниатюра (раскрывающая жизнь души - Паганини в одном каприсе или Шопен в 12-тактной прелюдии могут передать больше, чем симфония). На развитие миниатюр влияет бытовое музицирование. Романсы, танцы, переложения опер (клавиры, дающий пропевать вокальную интонацию на рояле - есть у Шопена, Паганини). Баллада сначала появилась в вокальной музыке у Шуберта. Дальше у Шопена в инструментальной музыке. У него же - прелюдия (становится самостоятельной), мазурка, вальс (не танцы, а уже образ, несущий идею); позже - ноктюрн, музыкальный момент (в т.ч. в инструм. муз.).
Жанр миниатюр влияет на более крупные формы (в сонате Шопена все сжато - вступление 4 такта, финал - минута), которые становятся меньше, короче.
Опера. Хотя язык просвещения искал общего европейского стиля, рождаются национальные школы - Вебер (Вольный стрелок), Россини, Беллини, Доницетти (идеи движения за освобождение Италии), Мейербер (создающий большую французскую оперу - на основе исторического сюжета (Гюго), жизнь героев на фоне исторических событий).
Новая трактовка гармонии, оркестра - все связано с индивидуализацией в эпоху романтизма.
- 1. Романтизм в музыке
- 2. Россини. Творческий облик.
- 3. Беллини. Творческий облик.
- 4. Вебер. Творческий облик
- 5. Мейербер. Творческий облик.
- 6. Паганини как новый тип романтического исполнителя-виртуоза.
- 7. Доницетти. Творческий облик
- 8. Шопен. Творческий облик.
- 9. Роль хора в музыке Бетховена и романтиков.
- 10. Симфонии Бетховена. Обзорная характеристика.
- 11. Народные образы в тв-ве Бетховена и романтиков (перекликается с билетом №9)
- 12. Героическая тема в творчестве Бетховена
- 13. Программная музыка в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 14. Увертюра в тв-ве Бетховена и романтиков
- 15. Религиозная тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 16. Становление немецкой национальной оперы.
- 17. Становление "большой" французской оперы.
- 18. Становление итальянской романтической оперы
- 19. Роль музыки в жизни общества и положение музыкантов в первой половине XIX века.
- 20. Образы природы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 21. Образы мировой литературы и драматургии в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 22. Сказочные и фантастические образы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 23. Историческая тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 24. Отражение современности в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 1. Бетховен, "Кориолан".
- 2. Бетховен, "Эгмонт"
- 3. Бетховен, "Леонора №3"
- 4. Бетховен, "Фиделио".
- 5. Бетховен, Missa Solemnis.
- 6. Бетховен, 9 симфония
- 7. Бетховен, 6 симфония
- 8. Бетховен, 5 симфония
- 9. Бетховен, 3 симфония
- 10. Вебер, "Вольный стрелок"
- 11. Россини, "Севильский цирюльник"
- 12. Россини, увертюра к опере "Вильгельм Телль"
- 13. Беллини, "Норма"
- 14. Доницетти, "Любовный напиток"
- 15. Мейербер, "Гугеноты"
- 16. Шопен, соната №2 b-moll