8. Бетховен, 5 симфония
В 1805-1810 гг. Бетховен пишет 3 симфонии (№№4-6), «русские квартеты», «Апассионату», то есть произведения по природе симфонические. 1806-й г. - премьера 4-й симфонии. 1808-й - 5-й. Обе симфонии исполнялись в одном концерте. Нововведения в 5-й симфонии: 1) монотематизм (лейтмотивная система) 2) attacca между III и IV частями 3) флейта пикколо, контрафагот и 3 тромбона в финале. I часть. Г.п. - «Так судьба стучится в дверь». С.п. - ff в унисон. П.п. - p dolce у струнных. В конце экспозиции возвращается г.п. Разработка начинается с проведения г.п. «уступами» по тон-стям, г.п. звучит в обращении, после п.п. - долгое затишье и нарастание к репризе. В репризе перед с.п. - речитатив гобоя (Adagio). В коде звучит мотив, позже использованный Малером в 1-й симфонии. Здесь он участвует в секвенции. II часть. Двойные вариации, в которых темы сближаются (как во 2-й части 104-й симфонии Гайдна). Первая тема - напевное шествие. Вторая тема - мотивы Фр. революции. 1-я вар.: во второй теме постепенно появляются интонации мольбы и «удары судьбы» в басу. 3-я вар.: первая тема - героический марш, вторая - одни остатки, огрызки и кочерыжки. III часть - скерцо. Здесь две темы, вторая из которых - «тема судьбы». Середина - трио. Начинается как фугато. В репризе все темы очень вялые и пассивные, а затем начинается первый в истории человечества предыкт к финалу. IV часть - финал. Г.п. - победный марш (песня Фр. революции «Свободный человек»). С.п. - две темы. Первая - тоже песня, звучит у валторны. П.п. - триоли, похожа на лейтмотив «судьбы». З.п. начинается после паузы, затем интенсивно развивается и переходит в разработку. Разработка начинается с п.п., потом «рождается» новый восходящий мотив, который «спорит» с лейтмотивом «судьбы». Кульминация - победа света и нового мотива, но… Вторжение!! Пиф-паф!!! Тема судьбы в том виде, как она звучала в скерцо. Реприза - марш. После з.п. - развитие п.п. Последний раз звучит мотив «судьбы» - в мажоре, аккордами. Кода основана на втором мотиве св.п., затем Presto - материал з.п.
- 1. Романтизм в музыке
- 2. Россини. Творческий облик.
- 3. Беллини. Творческий облик.
- 4. Вебер. Творческий облик
- 5. Мейербер. Творческий облик.
- 6. Паганини как новый тип романтического исполнителя-виртуоза.
- 7. Доницетти. Творческий облик
- 8. Шопен. Творческий облик.
- 9. Роль хора в музыке Бетховена и романтиков.
- 10. Симфонии Бетховена. Обзорная характеристика.
- 11. Народные образы в тв-ве Бетховена и романтиков (перекликается с билетом №9)
- 12. Героическая тема в творчестве Бетховена
- 13. Программная музыка в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 14. Увертюра в тв-ве Бетховена и романтиков
- 15. Религиозная тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 16. Становление немецкой национальной оперы.
- 17. Становление "большой" французской оперы.
- 18. Становление итальянской романтической оперы
- 19. Роль музыки в жизни общества и положение музыкантов в первой половине XIX века.
- 20. Образы природы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 21. Образы мировой литературы и драматургии в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 22. Сказочные и фантастические образы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 23. Историческая тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 24. Отражение современности в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 1. Бетховен, "Кориолан".
- 2. Бетховен, "Эгмонт"
- 3. Бетховен, "Леонора №3"
- 4. Бетховен, "Фиделио".
- 5. Бетховен, Missa Solemnis.
- 6. Бетховен, 9 симфония
- 7. Бетховен, 6 симфония
- 8. Бетховен, 5 симфония
- 9. Бетховен, 3 симфония
- 10. Вебер, "Вольный стрелок"
- 11. Россини, "Севильский цирюльник"
- 12. Россини, увертюра к опере "Вильгельм Телль"
- 13. Беллини, "Норма"
- 14. Доницетти, "Любовный напиток"
- 15. Мейербер, "Гугеноты"
- 16. Шопен, соната №2 b-moll