4. Вебер. Творческий облик
Карл Мария фон Вебер (1786-1826) - представитель раннего немецкого романтизма. Блестящий салонный виртуоз, смелый новатор в разных областях музыки, и в тоже время личность трагическая, преждевременно ушедшая из жизни (Вебер, как и Моцарт, прожил менее 40 лет). Композиторский успех пришёл к нему лишь за 5 лет до кончины. Вебер был родственником Моцарта, по линии его жены. Мальчик родился в семье бродячих музыкантов, его детство прошло в странствиях с музыкально-драматической труппой отца, и театр заменял ему игры и школу. Отец мальчика решил сделать из сына вундеркинда, прививая ему азы музыки. Уже в 1800 г. ставится опера юного Вебера «Немая лесная девушка», вызвавшая бурную полемику. Вскоре Вебер попадает в цепкие лапы аббата Фоглера, который запрещает ему в течение 2 лет писать крупные произведения, а заставляет изучать шедевры старинных мастеров. После этих занятий Вебер работает дирижёром в оперном театре (выступил как новатор: рассадил оркестр по принципу струнные впереди - духовые сзади, ввёл раздельные репетиции - вокалисты, оркестр, хор, затем все вместе) в Бреславле, параллельно занимаясь сочинительством, затем попросил переведения по службе и, недолго думая, попал в тюрьму. Проведя там всего 16 дней, Вебер вышел на свет преобразовавшимся человеком. 1810-й г. он сам считал началом своей творческой и человеческой зрелости. Первое зрелое сочинение - зингшпиль «Абу Гассан», который приносит ему гонорар и с успехом ставится в ряде придворных театров. Вебер около года живёт в Дармштадте, где знакомится с молодым Мейербером, который тоже учился у Фоглера. Несколько лет молодой композитор странствует, попутно встречая будущую жену, знакомясь с Гофманом и пописывая песенки и камерно-инстр. произведения. В 1813 г. он обосновывается в Праге, где становится дирижёром оперного театра. Собственно музыкальное творчество в этот период не слишком интенсивно, зато в 1817 г. отпразднована свадьба. Наиболее известные произведения в пражский период - хоры, принёсшие ему общегерманскую известность в качестве национального героя (1814 г. - победа над Наполеоном). В 1817 г. Вебер переезжает в Дрезден, где становится придворным капельмейстером. Здесь достигает кульминации его деятельность в качестве первого оперного дирижёра нового типа. Он вводит новый репертуар, изобретает дирижёрскую палочку, перемещает дирижёра в центр оркестра (за суфлёрскую будку). В Дрездене Вебер попадает на «поле битвы» между немецкой и итальянской труппами, и ему приходится работать с полной отдачей, чтобы продвинуть национальную оперу. В это время он подходит к созданию первой немецкой романтической оперы. Задуманный в 1816 г., «Вольный стрелок» идёт туго, с перерывами, и закончен только в 1820 г. Премьера прошла в Берлине ещё через год, зато успех был настолько ошеломляющим, что вскоре в моду вошёл «стиль Фрайшютца», а мелодии из оперы распевались по всей Европе. Успех «Вольного стрелка» сделал Вебера модным композитором, и получил заказ на новую оперу. Ею стала «Эврианта» - произведение несравненно более слабое, нежели его предшественник. Расстроенный этим Вебер заболел туберкулёзом и полтора года не брался за перо. Но осложнившееся материальное положение вынуждает его принять заказ лондонского театра «Ковент гарден» на сочинение новой оперы. Отправляясь в Англию, Вебер писал: «Я еду в Лондон, чтобы там умереть, через год я буду мётрв. Но если я поеду, то моим детям будет что есть после смерти отца…» Последним шедевром, написанным в Лондоне, стал «Оберон». Но даже триумфальный приём, оказанный Веберу в Англии, не мог вернуть его к жизни. Он скончался в Лондоне в июле 1826 г. Благодаря усилиям Вагнера, Мейербера и Листа его прах будет перевезён на родину.
- 1. Романтизм в музыке
- 2. Россини. Творческий облик.
- 3. Беллини. Творческий облик.
- 4. Вебер. Творческий облик
- 5. Мейербер. Творческий облик.
- 6. Паганини как новый тип романтического исполнителя-виртуоза.
- 7. Доницетти. Творческий облик
- 8. Шопен. Творческий облик.
- 9. Роль хора в музыке Бетховена и романтиков.
- 10. Симфонии Бетховена. Обзорная характеристика.
- 11. Народные образы в тв-ве Бетховена и романтиков (перекликается с билетом №9)
- 12. Героическая тема в творчестве Бетховена
- 13. Программная музыка в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 14. Увертюра в тв-ве Бетховена и романтиков
- 15. Религиозная тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 16. Становление немецкой национальной оперы.
- 17. Становление "большой" французской оперы.
- 18. Становление итальянской романтической оперы
- 19. Роль музыки в жизни общества и положение музыкантов в первой половине XIX века.
- 20. Образы природы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 21. Образы мировой литературы и драматургии в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 22. Сказочные и фантастические образы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 23. Историческая тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 24. Отражение современности в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 1. Бетховен, "Кориолан".
- 2. Бетховен, "Эгмонт"
- 3. Бетховен, "Леонора №3"
- 4. Бетховен, "Фиделио".
- 5. Бетховен, Missa Solemnis.
- 6. Бетховен, 9 симфония
- 7. Бетховен, 6 симфония
- 8. Бетховен, 5 симфония
- 9. Бетховен, 3 симфония
- 10. Вебер, "Вольный стрелок"
- 11. Россини, "Севильский цирюльник"
- 12. Россини, увертюра к опере "Вильгельм Телль"
- 13. Беллини, "Норма"
- 14. Доницетти, "Любовный напиток"
- 15. Мейербер, "Гугеноты"
- 16. Шопен, соната №2 b-moll